Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

16.09.2020 16:09 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 16.09.2020 г.

Труд воспитателя неоценим: история Анны Бабасановны Шагжиевой

Автор: Зинаида Еремеева

В 1995 году кяхтинская школа-интернат стала обычной общеобразовательной школой, а до того времени дети проводили там большую часть своей жизни. Для них воспитатель был особенным человеком: будил, отводил в столовую, школу, баню, дом пионеров, помогал делать уроки, водил к врачу и на секции. Воспитатели занимались всем тем, чем у «домашних» детей занималась мама. 25 лет этой работе отдала ветеран педагогического труда Анна Бабасановна Шагжиева.

Новое в каждом обычном дне

У каждого воспитателя был свой класс. Как учителя в начальной школе, они вели их до 4 класса. В старшей школе были другие воспитатели, а те, кто выпустили своих детей в среднюю школу, снова принимали первоклашек. Наверное, с ними было сложнее всего, ведь оказавшись вдали от родителей, дети и так получают стресс, а тут ещё всё новое: места, люди, порядки, график дня. «Часто плакали маленькие ребятишки, но быстро привыкали, потому что вокруг было много ровесников, и мы старались быть с ними ласковыми», – вспоминает Анна Бабасановна.

День в интернате начинался с того, что воспитатель будил детей, а разбудить 40 ребятишек не так-то просто, особенно когда нужно успеть к началу уроков. Раньше классы были большие, по 35-40 человек, а иногда и того больше. После – зарядка и завтрак. Потом нужно отвести детей в школу. После занятий – обед. Игры, кружки, спортивные секции, отдых. Воспитатели помогали детям делать уроки.

Анна Бабасановна рассказывает, что дети были послушные, добрые. Иногда кое-кто из ребят мог показать свою силу, были и задиры. Им объясняли, что так делать нельзя. Но детство озорное – не могут дети всё время ходить по струнке, им нужно движение. «Дети меня радовали, – рассказывает Анна Бабасановна, – всё понимали и слушались нас. Баловались только там, где «чуть-чуть можно». Помню, пошли мы в кинотеатр, пока помогали собираться детям, остальные уже сами организовали порядок. Выхожу – они уже построились. Так и ходили строем – в кино, в баню, школу, на прогулку».

Детям повезло, что их воспитатель тоже была очень активным и увлечённым человеком. В каждом обычном дне она находила что-то новое, потому и детям было интересно. К подготовке мероприятий подходила ответственно и с задором. Самой масштабной была игра «Зарница», в которую играли все советские дети. Искали тайники, ходили по маршрутам, пели песни, разучивали девизы, маршировали. Воспитатели проводили большую подготовку к Зарнице, каждому хотелось, чтобы дети показали свои таланты, мастерство, сплочённость. У ребят просыпался соревновательный дух, и они готовы были круглосуточно репетировать.

Волшебный новый год

Новый год – праздник чудес и счастья. Дети всегда ждут его с большим нетерпением. Для Анны Бабасановны этот праздник был не только радостным, но и очень хлопотным. Для кого-то проведение мероприятий – тяжкая рутина, но не для неё: «У детей это такое радостное событие, поэтому надо стараться его провести как можно веселее, чтобы память осталась надолго. Я уделяла большое внимание костюмам. Это сейчас в магазине можно купить какой угодно – на любой вкус, цвет и кошелёк, а тогда всё делали своими руками. Вот и шили костюмы на 40 человек. Главное, что дети были заинтересованы и со своей стороны старались сделать всё от них зависящее – с энтузиазмом искали и учили стихотворения для защиты костюмов, готовили сценки, пели песни».

Вложенные усилия возвращались стараниями детей и первыми местами в конкурсах. Вот так любовь и интерес к тому, что ты делаешь, дают свои плоды и делают обычные дни особенными.

До самой пенсии Анна Бабасановна работала в школе-интернате. 25 лет она отдала своим воспитанникам.

Было трудно

Анна родилась на Чикойском кожевенном заводе в семье рабочего, бывшего батрака Занданова Бабаса Васильевича и Дабадоржиевой Будцу Доржиевны. Она второй ребёнок в семье, был ёще старший брат. Перед самой войной, в 1939 и 1941, родились ещё двое детей. Родители очень трепетно относились к своим детям.

Родители Анны Бабасановны родом из Усть-Кирана. Поженившись, уехали в Чикой, там и прожили до конца жизни. Там началась жизнь Анны Бабасановны в 1936 году, там же пошла в школу. К концу войны мама перевезла детей к своим сёстрам на родину – в Усть-Киран, а в 5 класс она пошла уже в Кяхте.

Пока Анна была на учёбе, её мама умерла, но ребёнку об этом не сказали, чтобы не расстраивать и не мешать окончить 5 класс. «После этого началось тяжёлое время. Мы были как-то сами по себе. Жили, учились, но стало как-то пусто».

После смерти мамы папа снова уехал работать на завод, а трое детей остались жить и учиться у маминых сестер в Усть-Киране. К тому времени, как Анна пошла в 6 класс, там как раз построили школу. В её классе было всего 8 человек.

Студенческие годы и путь к профессии

После окончания школы Анна Бабасановна поступила в педагогическое училище в Кяхте. Училась отлично, получала стипендию. Это было хорошим подспорьем в те годы. Была студенткой, когда встретила мужа Шагжиева Геннадия Сандаковича. По распределению уехала в Заиграевский район, а муж – в Улан-Удэ, учиться в педагогическом институте. Потом вместе вернулись в Усть-Кяхту.

Анна Бабасановна 12 лет отработала учителем начальных классов. Сначала в Усть-Кяхте, потом в Усть-Киране. 8 лет жили в Большом Луге. Переезжали из-за мужа, он преподавал бурятский и русский языки, был востребованным специалистом. Директора школ просили его о помощи, так как в сёлах не было педагогов с таким профилем.

В Большом Луге директор школы Юмтаров Самбу Доржиевич попросил Анну Бабасановну стать организатором, тогда только ввели эту ставку. Говорил: «Вы всё умеете, можете найти общий язык со всеми и организовать любое мероприятие».

Интересную историю о телевизоре вспоминает Анна Бабасановна. Примерно в 1967 году после приезда телевидения в Большой Луг они с мужем решили купить телевизор. Этой же идеей загорелся и директор школы, но побоялся, что «деньги зазря пропадут» – в те годы телевизоры были в диковинку.

Анна Бабасановна всё же купила его, а муж сделал наружную антенну: «После этого вся деревня была у нас. И бабушки, и дети. Помню, в зал вообще было не пройти – так было много народу». Позже у многих появились телевизоры, но тот первый был для людей настоящим магнитом. Некоторые даже не верили, что есть такая техника.

Переехали в Кяхту и остались навсегда

По настоянию мужа семья переехала в Кяхту. Геннадий Сандакович хотел, чтобы дети окончили городскую школу. Там, где они жили, не было учителей физики и химии. Анна Бабасановна не хотела переезжать, учебный год завершила на прежнем месте, а потом переехала к семье. «Как я смогу жить без детей, мужа? – вспоминает героиня публикации, – доучила класс и тоже приехала сюда. С тех пор и живём здесь, в этом же самом доме».

В Кяхте она стала работать воспитателем в интернате, а муж – методистом. Обе работы отнимали много времени, к тому же у Геннадия Сандаковича была разъездная работа, а нужно было еще своих пятерых детей воспитывать. Поэтому он перешёл работать в медучилище.

В Кяхте дети пошли в 1 школу. После смерти мужа Анна Бабасановна одна поднимала детей. Дочери были отличницами, но из-за досадных обстоятельств аттестаты были испорчены. Например, Виктории по ошибке поставили 4 вместо 5, но она не стала разбираться и решила оставить как есть.

Несмотря на неурядицы, все получили высшее образование. Старшая дочь Елена – преподаватель в вузе, Виктория – экономист, Дина – связист, Эльвира – врач-педиатр. Сын Марат окончил БГСХА с красным дипломом.

У Анны Бабасановны 10 внуков и 6 правнуков. 3 программиста, 3 медика, 2 инженера. Ещё один внук – студент Читинской медицинской академии, другой учится в Германии на инженера. Сама она побывала в разных городах и странах. Может быть, внуку передалась её любовь к путешествиям.

Анна Бабасановна – очень скромный человек. Не сразу согласилась, чтобы я о ней рассказала. Говорит, надо писать о каких-нибудь известных и заслуженных людях. Но, думаю, читатель согласится, что именно педагоги, каждодневный труд которых неоценим, заслуживают всеобщего уважения и внимания.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

207