Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

20.05.2020 10:57 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 20.05.2020 г.

Трудности закалили и привили любовь к жизни

Автор: Зинаида Еремеева

Мария Афанасьевна Сукнёва

17 мая отметила свой 85-летний юбилей Мария Афанасьевна Сукнёва – человек с нелёгкой судьбой, педагог с 37-летним стажем, ветеран труда, отличник народного просвещения. Почти всю свою трудовую жизнь она проработала в школе-интернате, сейчас школа № 3.

Мария Афанасьевна родилась в 1935 году. История семьи, как и многих в то время, непроста. Родители – Смородниковы Афанасий Антонович и Анна Даниловна жили в селе Топка Бичурского района. Жизнь их была простой: имели поле, держали животных и огород. Когда началась коллективизация, мама не захотела вступать в колхоз: «Она боялась и не знала, что это такое, — вспоминает Мария Афанасьевна, — и, чтобы избежать принудительного вступления, мама предложила папе уехать в Кяхту. Он обратился в Горсовет. Устроился на работу лесником в Райсельхоз, и в 18 километрах от Субуктуя родителям выделили лесничий домик. Меня в то время ещё не было, историю я помню по рассказам своей мамы. У них с папой было уже 3 дочери. Начали обустраивать быт. Перевезли коров и другую живность, мама разводила огород, сажала овощи. Жители Субуктуя разрешали нам косить траву на дальних полях».

Жизнь в войну

23 июля 1941-го, в 34 года, отец Марии Афанасьевны ушёл на войну, и мама в 33 года осталась одна с 6 детьми. Самой младшей было 2 года, старшей – 14, Марии – 6 лет. Страшные переживания испытала мать большой семьи, оставшейся без главного кормильца. Если запасы продуктов ещё были, то денег не осталось. Через некоторое время пришлось обменять новые вещи, купленные для детей (пальто, валенки), на муку.

Тяжёлая жизнь началась. С утра до вечера Анна Даниловна работала, чтобы прокормить детей. Старшие дети жили у тёти в Кяхте, потому что учились в школе. Всю работу делали вручную, за дровами ходили в лес, собирали и рубили валежник. Мария Афанасьевна вспоминает, как собирали зёрна и колоски с полей; т-образным приспособлением исследовали каждый метр земли – где провалится, там и «клад» — мышиные запасы: «Разоряли зверушек, а что делать?». Очищали каждый колосок, и Анна Даниловна уносила их на мельницу в Субуктуй. Было страшно, когда шла обратно: домой возвращалась затемно, а дорога шла через лес, и выли волки. Весной собирали мёрзлую картошку и варили из неё кисель.

Один раз опека предложила маме Марии Афанасьевны отдать младших девочек в детдом, на что она ответила: «Ни за что не отдам! Буду работать на износ, но не отдам». Несмотря на голод, холод и тяжкий труд, в детстве болели редко, мама давала травки от разных недомоганий. Из-за таких трудностей люди и становятся крепкими и закалёнными.

Афанасий Антонович присылал редкие письма с фронта. По воспоминаниям жены он был снайпером. Рассказывал своей жене и детям, что днем отсыпались, когда это было возможно, а ночью была тяжёлая работа. В 1943 году получил ранение головы, потерял один глаз и пролежал в госпитале 6 месяцев. Очень хотел посмотреть на своих дочек, но в этом же году снова ушёл фронт – был направлен в инженерно-сапёрный батальон. Ефрейтор Афанасий Смородников погиб в марте 1944 года.

Анне Даниловне пришлось в одиночку поднимать 6 дочерей: Любовь, Веру, Галину, Марию, Нину и Сталину. Старшая, Люба, окончила 7 классов, работала продавцом. Вера и Галина работали на мясокомбинате, обе были уважаемыми работниками. Вера награждена медалью, фото Галины постоянно размещали на доске почёта. Мария и Нина вместе учились в школе, вместе поступили в педучилище, потом уехали по распределению в Хоринский район; вернувшись в Кяхту, всю свою жизнь посвятили педагогическому труду. Младшая, Сталина, была донором, награждена знаком «Почётный донор СССР». Её жизнь трагически оборвалась в ДТП.

Чтобы учиться, приходилось много переезжать

Старшая сестра Марии Афанасьевны в 16 лет устроилась в детский дом прачкой, уборщицей и няней. Мария к тому времени жила с сестрой в Кяхте, так как училась в школе. Много скитаний пришлось ей пережить. Семье было положено жильё, но мама законов не знала, и только в 1953 году им выделили дом по типу барака. В 1 классе Мария жила у маминой подруги, иногда было нечего есть, пели песню «Сиротинушка» и ложились спать. За время учёбы в школе переезжали 5 раз: жили и у тёть, и у маминых подруг. «Было и такое, что обуви не было, — вспоминает Мария Афанасьевна, — целый месяц мы с младшей сестрой Ниной ходили в одной паре обуви на двоих. Учились мы в разные смены, но в одном классе, хотя я почти на 2 года старше. Из школы я шла в обуви, и вот встречаемся на середине пути, садимся и переобуваемся, и я иду домой босиком. В сентябре. Потом старшая сестра попросила на работе в детдоме списанные ботинки, а мама зашила их».

Любимая работа и семья

После окончания педагогического училища Мария Афанасьевна и сестра Нина работали учителями начальных классов по распределению в Хоринском районе. В классе Марии Афанасьевны не было второгодников, она прикладывала все силы, чтобы научить их читать и писать.

В Хоринском районе Нина встретила свою судьбу. Мария раньше вернулась в Кяхту и устроилась работать в школу-интернат воспитателем. Работа была нелёгкой, но любимой. Так и проработала до выхода на пенсию там. Мария Афанасьевна вспоминает, что в интернате жили в основном дети чабанов. Жили спокойно, учились, трудились, занимались в кружках. Ребята постарше иногда сбегали – скучали по родителям. Но такое случалось редко, потому что дети понимали: их родителям приходилось нелегко в работе. У детей в интернате была насыщенная жизнь. Рано вставали, делали зарядку, завтракали, потом отводила их на занятия. После уроков занимались в кружках, мальчиков учили резьбе по дереву, девочек – рукоделию. Потом снова возвращались в интернат, где принимал смену вечерний воспитатель.

Несколько лет Мария Афанасьевна была казначеем профсоюзной организации школы-интерната. За эту работу награждена почётной грамотой и денежной премией. Была избрана депутатом городского Совета по улице Кирова, занималась её благоустройством. По состоянию здоровья не стала избираться на 2 созыв.

Часто приходилось проводить открытые мероприятия для воспитателей пришкольных интернатов и групп продлённого дня. Вместе с детьми готовили сказки. Благодаря таланту Марии Афанасьевны воспитанники были послушными и активными. С удовольствием выступали, пели, танцевали. В маршировках занимали первые места. Мария Афанасьевна удостоена множества наград, среди них почётная грамота областного комитета КПСС и Совета Министров Бурятской АССР, грамота Министерства просвещения СССР, ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений за достигнутые успехи в развитии народного образования в СССР, в обучении и коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

Мария Афанасьевна с теплотой вспоминает своих воспитанников и их родителей: «Даже сейчас, встречая меня, люди узнают, расспрашивают о моей жизни. Мне очень приятно и радостно. До сих пор помню почти все имена, особенно своих первых учеников. Но здесь, в Кяхте, немногие остались. Ребята хотели прийти на мой юбилей, но коронавирус испортил планы».

Своего мужа – Сукнёва Спиридона Васильевича она встретила, когда оба были уже опытными людьми. Муж работал механиком в Бурводе. Было у него 2 детей, которые стали родными и ей. Дочь Ольга живёт в Ангарске, сын Игорь – в Санкт-Петербурге. Есть 3 внуков. Мария Афанасьевна с теплотой и грустью вспоминает своего мужа. С ним всё делали вместе, держали огород и коров, ездили на природу, работали по хозяйству. Сейчас ей уже тяжело управляться самой. Где-то соседей попросит помочь, где-то наймёт работников. Но многое делает сама: «В свои 85 лет сама стираю, ношу дрова, работаю на грядках. В этом году, правда, не знаю, что будет с моим огородом». Марии Афанасьевне повезло с соседями. Если что-то надо, придут и помогут. Все относятся с уважением.

Уже 26 лет Мария Афанасьевна на заслуженном отдыхе, но даже спустя столько времени бывшие воспитанники помнят и любят её. Такое отношение нелегко заработать. Но если человек излучает доброту, другие чувствуют это. Так и с соседями. Недаром они ласково зовут её «баба Маша». 85 лет – солидный срок, к которому Мария Афанасьевна подошла, оставшись светлым человеком несмотря на трудности, о чём свидетельствует отношение людей к ней.

Мария Афанасьевна с мужем Спиридоном Васильевичем, 1974 год

С мужем Спиридоном Васильевичем и дочерью Ольгой

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

185