Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

24.10.2023 16:44 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

П.С. Михно и Кяхтинский краеведческий музей

Автор: Галина Мостовщикова

Имя Петра Савича Михно, ученого, краеведа и директора с января 1922 года по декабрь 1937 года является особым для Кяхтинского краеведческого музея. Он был одним из учредителей и пожизненным членом ТКО ПО ИРГО. В фондах Кяхтинского краеведческого музея хранится архив П.С. Михно, в котором представлены рукописи, машинописи, дневники экспедиций, фотодокументы. Значительная часть собранных предметов по этнографии и археологии также находится в фондовых коллекциях и экспозиции музея и до сих пор является ценным первоисточником по истории Бурятии. Это позволяет использовать архивный материал в научных исследованиях.

Петр Михно родился 21 декабря 1867 года в городе Ромны Полтавской губернии в семье казака. Учился в церковно-приходской школе, затем в трехклассном городском училище. Поступил в Глуховский учительский институт, окончил его в 1888 году со специальностью преподавателя естествознания. Переехал в Троицкосавск, где начал работать учителем четырехклассного городского училища, позднее стал инспектором народных училищ в Забайкалье, был председателем комиссии по народному образованию в Троицкосавской городской думе.

«Сие благородное начинание» по открытию в Кяхте музея начало воплощаться в жизнь в 1890 году, когда состоялось первое общее собрание «господ учредителей». В созданном музее стали появляться первые экспонаты, 1 августа 1890 года была заведена инвентарная книга. Одним из первых коллекционеров музея и первым его хранителем стал П.С. Михно.

Городской голова, выражая волю «щедрого купечества» Петру Саввичу заявил: «Дом под твой музей жертвуем, но денег не проси». Более 2-х лет он был бесплатным хранителем и единственным научным сотрудником. П.С. Михно составил первый каталог, по которому в музее числилось 310 экспонатов. В 1892 году с помощью кяхтинских купцов была снята квартира площадью 40 кв. метров и закуплено музейное оборудование – шкафы, столы, витрины.

Официальное признание музей получил в 1894 году с открытием Троицкосавско-Кяхтинского Отделения РГО, как его структурное подразделение. Натуралист П.С. Михно исследовал юго-западное Забайкалье и северную Монголию. В 1894–1898 годах П.С. Михно во время экспедиций пополнил ботаническую и орнитологическую коллекции музея; занимался археологией южного Забайкалья, принимал активное участие в изучении геологии края и составлении геологической коллекции. Летом 1901 г. состоялась экспедиция на Иринские минеральные воды в Монголию.

В 1902 году под руководством П.С. Михно предпринята самая крупная экспедиция ТКО ПО ИРГО дореволюционного периода на озеро Косогол (Хубсугул) в северо-западную Монголию. В экспедиции приняли участие: А.А. Лушников, И.А. Лушников, В.П. Казанцев, И.А. Молчанов, препаратор П.П. Телешев (спутник Н.М. Пржевальского и П.К. Козлова). Были собраны интересные коллекции по ботанике, энтомологии, геологии, орнитологии. Всего 3896 экземпляров.

Труды краеведа по изучению природы и истории Забайкалья получили высокую оценку в научном мире. В 1903 г. РГО наградило малой серебряной медалью П.С. Михно и М.И. Моллесон за естественно-географические исследования в южном Забайкалье и прилегающих районах Монголии. В 1907 г. Михно переехал в Читу. До 1911 года работал в Чите, Акше на должности инспектора народных училищ, директора Читинского музея, а также занимался исследованиями окрестностей. Материалы экспедиций отправлял в фонды Читинского и Кяхтинского краеведческих музеев. В 1912 году П.С. Михно в чине статского советника перевёлся в Троицкосавск. В 1919–1920 годах работал преподавателем Троицкосавского высшего начального училища, в 1921 году преподавателем естествознания в Троицкосавской школе II ступени и девятилетке. Во время гражданской войны музей практически не работал. Летом 1921 года П. С. Михно возобновил научные экспедиции. Экскурсии, поездки, экспедиции, предпринимаемые им, большей частью на личные средства, доставляли музею богатые ботанические, зоологические, геологические и археологические материалы. П.С. Михно объездил огромную территорию Забайкалья и северной Монголии – от верховьев реки Иро до северных берегов озера Байкал и от Агинских степей до озера Косогол.

В 1921 году члены распорядительного комитета музея во главе с Михно обратились к правительству Дальневосточной Республики с просьбой о материальной поддержке музея. В апреле 1922 года П. С. Михно оставляет преподавательскую деятельность и занимает должность директора музея. 31 января 1922 года Правительство Дальневосточной Республики (ДВР) приняло постановление о передаче музея в ведение Министерства народного просвещения. Музей получил денежное содержание, штат работников и 2-х этажное здание бывшего 4-х классного городского училища.

После образования Бурят-Монгольской АССР, с 1 октября 1923 года музей был передан в ведение Бурнаркомпроса. Коллектив музея состоял из 5 человек, поэтому в ноябре 1924 года при музее Михно создан ученический краеведческий кружок для старшеклассников. Под его руководством школьники занимались изучением края. Совместные экскурсии Петра Саввича с кружковцами по окрестностям Троицкосавска внесли значительный вклад в историю изучения края. Ими собраны самые разные коллекции, которые пополнили фонды музея. Среди орнитологического материала, собранного членами кружка, орнитологи выявили 20 новых видов птиц, ранее не исследованных. С 1927 года кружок выпускал рукописный журнал «Следопыт», который позднее стал называться «Кяхтинский краевед».

В 1925 году П.С. Михно и С.А. Успенский избирались делегатами на первый Восточно-Сибирский краеведческий съезд от Бурят-Монгольского научного общества им. Д. Банзарова. В Иркутске перед музеями поставлены задачи оказания помощи государству в изучении природных и историко-культурных богатств.

В 20-е годы в музее побывали участники крупных экспедиций, производившие исследования в области геологии (В.И. Крыжановский – Минералогический музей АН СССР), зоологии (Б.С. Виноградов, С.И. Оболенский – Зоологический музей АН СССР), археологии (С.А. Теплоухов – Ленинградский государственный университет). Научно-исследовательская работа в этот период стала разворачиваться в соответствии с задачами, поставленными государством по экономическому возрождению страны и повышению культурнообразовательного уровня населения.

Летом 1927 года состоялась крупная экспедиция по обследованию Гусиного озера, которая изучала не только природные ресурсы озера, но и собирала материалы для очерка о прошлой и настоящей жизни района, об изменениях в жизни его населения. В ходе этих экспедиций собрана геологическая коллекция из 700 образцов горных пород и естественнонаучные материалы (семена злаков, ягод, кустарников, шкурки зверей и птиц). В ней участвовали: директор музея Михно Петр Саввич с женой – Клавдией Дмитриевной, учительницей природоведения, их сын Николай, ученик 8-го класса девятилетней школы, Успенский Сергей Александрович, правая рука и помощник директора, и трое молодых краеведов – Иннокентий Котов, Антон Московский, Борис Шпынев, а также женщина-завхоз. Всего 8 человек.

В 20–30-е годы собрание музея увеличилось с 17 тысяч до 73 тысяч единиц хранения. Были восстановлены старые связи и появились новые для определения и научной обработки огромного потока материалов. Была восстановлена издательская деятельность. Под грифом Кяхтинского музея вышла монография В.А. Обручева, несколько выпусков «Флоры Забайкалья», опубликована работа Ю.Д. Талько-Грынцевича. Летом 1930 года состоялась крупная экспедиция по изучению Боргойской степи в Джидинском районе, по изучению кормовой емкости степи и выяснению количества скота, которое можно прокормить в условиях степного хозяйства. В эти годы исследованы месторождения угля, огнеупорных глин, цеолитов, кварцев, полевых шпатов. На Бургутуйском хребте, недалеко от Кяхты, найден силлиманит, в 60 км. от города – шиферный сланец. В этот же период сотрудники музея стали уделять большое внимание сбору историко-культурных материалов по истории революционного движения, гражданской войны, социалистического строительства.

Силами музея в 1931 году организовано обследование колхозов Троицкосавского аймака и Чикойского кожевенного завода, самого крупного по тем временам промышленного предприятия района. С 1932 года в музее, во исполнение плана по участию музеев в кампании по поднятию урожайности, начал работать плодово-ягодный участок для проведения наблюдения за новыми культурами, высланными из Ленинграда с целью их акклиматизации. Проводились опыты с посевами пшенично- порейного гибрида, сотрудники выращивали яблоки, крыжовник, канадскую вишню, кукурузу, фасоль и окультуривали дикорастущие растения Бурятии.

В августе 1930 года Бурят-Монгольский институт культуры и ЦИК БМАССР, отмечая заслуги П.С. Михно, ходатайствовали перед Центром о присвоении ему звания Заслуженного деятеля науки. Известные ученые подписали ходатайство, это свидетельствует об авторитете и уважении, которым пользовался П.С. Михно в научном мире. Но ходатайство не было удовлетворено. В архиве музея сохранились письма многих известных ученых, с которыми П.С. Михно сотрудничал.

Первое научное учреждение Западного Забайкалья понесло невосполнимую утрату, когда были репрессированы П.С. Михно и С.А. Успенский. В 1931 году П. С. Михно был арестован во второй раз (первый арест в 1922 году). Против директора музея заведено дело по 58 статье. Он проходил как организатор эсеровской партии и руководитель восстания в селе Киреть. За недоказанностью дело было прекращено. Со дня основания музей и его организатор попали в список неблагонадежных. П.С. Михно вспоминал о посещении музея генерал губернатором М.П. Хорошхиным, который прибыл в музей с единственной целью – проверить «верно, ли, что в музее изготавливаются... бомбы и нет ли там еще какой другой «крамолы» Обнаружить крамолу не удалось. Уже в советский период два обстоятельства, имевшие место в жизни ученого в эти годы, поставили его раз и навсегда под подозрение новой власти. Во время выборов в Учредительное собрание ДВР, состоявшихся 9–11 января 1921 года и проходивших под контролем большевиков, П.С. Михно выдвинул свою кандидатуру от «Союза хлеборобов», а после того, как отказался ее снять, не поддавшись угрозам, был арестован Госполитохраной, но через пять дней отпущен. В 1925 году П.С. Михно осужден на три года лишения свободы условно за то, что, будучи гласным Троицкосавской городской думы, в 1922 году подписал постановление о вводе китайских войск в г. Троицкосавск. При наступлении Красной Армии гарнизон белых под командованием генерала Крымова отказался защищать его, и китайские войска были введены Троицкосавской администрацией для предотвращения разорения города.

Многочисленные поездки по области и широкие научные связи также вызывали у новой власти много вопросов. В январе 1931 года П.С. Михно арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Но опять его выпустили. В 1934 году П. С. Михно, как директор музея, принял участие в первой конференции по изучению производительных сил Бурят-Монгольской Автономной Республики, проходившей в Ленинграде.

П.С. Михно по личной инициативе и также по заданиям ученых-специалистов из РАН и АН СССР, Главного Ботанического сада в Ленинграде, Киевского Акклиматизационного сада Украинской АН, университетов в Ленинграде, Москве, Киеве, Томске, Харькове и Иркутске занимался сбором материалов по ботанике, зоологии, геологии, палеонтологии и археологии в Забайкалье и Северной Монголии. Полевые сборы, осуществленные в 20–30-х годах, П.С. Михно составляют основную часть естественнонаучной коллекции Кяхтинского краеведческого музея. Палеонтологическая и палеоботаническая коллекция составлялась за счет многочисленных находок Владислава Степановича Моллесона, Юлиана Доминиковича Талько-Грынцевича и Петра Саввича Михно. В ряде случаев сотрудники музея сделали подлинно научные открытия, обнаружив новые, неизвестные до того науке, виды ископаемых и существующих видов животных и растений. Некоторые виды названы его именем. В его честь названы несколько новых видов растений и животных: грибы, мхи, тритон, хорек, мышь полевка, обитающих в Забайкалье. Первыми поступлениями в палеонтологическую коллекцию стали пожертвование Петром Саввичем Михно 1 августа 1890 г. коренной зуб мамонта и рог первобытного бизона.

В 1936 и 1937 годах П.С. Михно возглавлял комплексную музейную экспедицию на Хамар-Дабан, по завершению, которой он вновь арестован. Обвинительный приговор вынесен 28 октября 1938 года, при этом вместе с ним по списку проходил еще 41 человек. В приговоре значилось: «Третьим Отделом УНКВД по Иркутской области вскрыта и ликвидирована контрреволюционная, белогвардейская, шпионско-диверсионная, вредительская организация, действовавшая по прямым директивам японской разведки и руководителей, закордонных РОВСовских организаций – генералов Сычева, Шильникова, Бакшеева. Указанная организация своей конечной целью ставила свержение советской власти путем вооруженного восстания». На основании изложенного П.С. Михно был обвинен.

Расстрелян 4 ноября 1938 года во внутренней тюрьме УНКВД г. Иркутска как японский шпион. В 1957 году трибунал Забайкальского военного округа принял решение о реабилитации П. С. Михно и его соратника С.А. Успенского «за отсутствием состава преступления».

Наиболее интересными сборы П.С. Михно являются следующие экспонаты: Чикойский всадник, нож из нефрита, железные наконечники копья, топорик из красной меди. В 2004 году эмблемой Кяхтинского краеведческого музея стал «Чикойский всадник», олицетворяющий собой незримую связь музея с Петром Саввичем Михно. В 2014 году Кяхтинский музей совместно с Бурятским отделением РГО провел научно-практическую конференцию «Восточные ворота России», посвященную 120-летию со дня основания ТКО ПО ИРГО. В 2015 году музей отметил 125-летие. В рамках праздничных мероприятий прошла Международная научно-практическая конференция «На границе народов, культур и миров». В ней приняли участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Монголии, Японии, Китая, Норвегии, Иркутска, Читы, Улан-Удэ. Издан 20-й том трудов музея и Бурятского отделения РГО – сборник докладов международной научно-практической конференции. Следующий сборник 2017 г. в продолжение традиции назван 21 томом Трудов музея и Бурятского отделения РГО.

В музее проводились конференции под названием: «Михновские чтения». На доме, где проживали супруги Михно, установлена мемориальная доска, изготовленная его родственницей.

Данный материал составлен по материалам научных статей заместителя директора по научной работе Лилии Борисовны Цыденовой из 21 тома Трудов музея и Бурятского отделения РГО, изданного в 2017 году.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

35