Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

10.07.2015 14:43 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 10.07.2015 г.

Мой отец - герой

Автор: Батор Батомункуев, учитель

Я хочу рассказать о моём отце  Батомункуеве Даши-Ниме Гуруевиче, участнике войны, бывшем военнопленным под номером 94281, который содержался в лагерях в Германии, Зальцбург, Дахау в Австрии, в городах Белая Церковь, Винница, Лодзь и Кельце в Польше. Эта тема всегда была под большим запретом.

Старший брат строго наказывал, чтобы не говорили, что отец-военнопленный. Впервые я проболтался на первом курсе  пединститута пожилому оформителю. Он мне тоже велел молчать, оказался сам бывшим военнопленным.

Отец родился в 1922 году в семье казаков, после окончания 7 классов началась его педагогическая деятельность.  С  сентября 1937  г. начал работать учителем Хилгантуйской начальной школы. В январе 1942 г. был призван в ряды Красной Армии, а с августа 1942 в действующую армию. Воевал рядовым автоматчиком на 2,3 Украинских фронтах в составе 42 гвардейской Краснознаменной Прилугской стрелковой дивизии 40-й Армии. При форсировании Днепра в районе Киева дивизия оказалась в окружении, и  он попал в плен. Сразу зарыл свой партийный билет, так как знал, что  сразу расстреляют.

Начались мытарства по разным лагерям  разных стран. Сведений об этом периоде вообще очень мало, так как он не любил рассказывать о жизни в концлагерях. Из скудных воспоминаний отца, со слов мамы: он не помнил, как  прошёл большой, красивый мост в Будапеште. Болел тифом, друзья держали с двух сторон. Грозил расстрел, если бы об этом узнали немцы.  Организм молодого отца преодолел болезнь. Работал на разработках каменных карьеров, лесозаготовках, земляных работах. Вспоминал «лестницу смерти», по которой они поднимали тяжелые камни и на которой каждый день умирали десятки узников.

Мой дед  Батомункуев Гуро Хандуевич при освобождении Польши получил письмо, что от сына нет долго вестей. В Варшаве зашел в католический костёл, поставил свечу и помолился своим богам, чтобы сын вернулся живым и здоровым.

Отец в мае 1945 г. в Австрии был освобожден американскими войсками. Они предложили отцу остаться у них, т.к. свои не простят, но он не согласился. В июне 1945 г. был передан  советской стороне. С июня 1945 г. по декабрь 1946 г. служил в 36 гвардейской артиллерийской бригаде, так же проходил проверку.

После демобилизации всю жизнь проработал учителем в разных школах района. Со второго раза восстановился в членстве коммунистической партии, первый раз отказали. Дважды награждался Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР (1964, 1967 гг.), Почетными грамотами Бур АССР, удостоен Значка «Отличник народного просвещения», вошел в биографический справочник «1000 Именитых Кяхтинцев».

В 1970 г. скоропостижно скончался. Годы пребывания в концлагерях, питание «эрзац-хлебом» (хлеб наполовину с опилками), «эрзац-кофе» (вода с жареным  ячменём),  сделали свое дело.

Мама рассказывала, что кто-то обвинил моего отца в трусости. Не надо было попадать в плен, а сразу застрелиться. Преодолевая все тяготы концлагерей, преодолевая все проверки после плена, находясь под постоянным контролем у соответствующих органов, он продолжал воспитывать и учить детей.  Это всё не назовешь трусостью, да и не родились бы на свет его 7 детей, 14 внуков, 7 правнуков. Не продолжил бы своё существование род  Батомункуевых.

От нашей семьи Батомункуевых внесли свою лепту в Великую Победу  над фашизмом мой дед Батомункуев Гуро Хандуевич, мой отец Батомункуев Даши-Нима Гуруевич

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

189