Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

12.09.2013 12:44 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Была главой в трудные годы перестройки

Автор: Тамара Савельева
В СЕЛЕ ЧИКОЙ МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С РАИСОЙ ИННОКЕНТЬЕВНОЙ ГОРАЩЕНКО. ОНА В ТРУДНЫЕ ГОДЫ РАЗРУХИ И ПЕРЕСТРОЙКИ ВОЗГЛАВЛЯЛА ПОСЕЛОК.

Но сначала, чтобы понять ситуацию, расскажем, чем поселок, то есть сегодня село Чикой, отличается от других поселений.

Судьба

Судьба не уготовила нашей героине Раисе Иннокентьевне  путь, усыпанный розами. Было немало трудностей и испытаний. Родилась  в Закамне,  ее отца Лушникова Иннокентия  Ивановича   перевели  председателем    поссовета  в Усть-Киран, он воевал, имел награды,  в 1946 году    он  организовывал  в Курорт — Киране  строительство  грязелечебницы, спальных корпусов.  Материал  — бревна — брали  из Усть-Кирана,  разбирая  бывшие купеческие дачи. Народу тогда отдыхало на курорте очень много, даже не хватало мест в корпусах, селились на квартиры к жителям. Киранская грязь славится  -  она по составу схожа со знаменитой и широко применяемой в косметологии  грязью Мертвого моря.  В ней масса полезных веществ и минералов, она лечит многие болезни.  На курорте работала врач Климова Лидия Васильевна.

В 1949 году Иннокентия  Ивановича, когда Раисе было 10 лет,  направили работать секретарем партийной организации Чикойского завода. Раиса Иннокентьевна помнит, какой это был красивый поселок!  Танплощадка утопала в зелени, клуб активно работал,  было много магазинов, снабжение было хорошее. Сегодня очень больно смотреть ей на развалины завода.  Сейчас здесь нет работы.

Раиса Иннокентьевна получила специальность фельдшера, вышла замуж в первый раз, выехала вслед за мужем далеко,    в Центральную Россию, в Куйбышев. Съедала ее там, как она  говорит, тоска по родному краю, и года не прожила, вернулась в 1957 году, нельзя, говорит, без родины жить. Год по направлению работала в Бичурской районной больнице, потом вновь вернулась домой, пошла работать старшей медсестрой в  детский садик, и 35 лет отработала  на этой должности. Вела и общественную работу – была секретарем партийной организации, депутатом Чикойского поссовета. В начале 1990-х годов  когда началась перестройка и разруха,  инструктор обкома  Илья Полынцев  уговорил ее поработать председателем поссовета. Она плакала, да куда денешься, если партия сказала надо…  Эти  самые трудные 7 лет она была  на этом посту. В то время люди  по полгода не получали зарплату,  пенсии и  пособия. Все люди голодные, злые, некоторым   приходилось детей кормить лепешками из комбикорма. Это было тем страшнее, что в течение   семидесяти лет жили-жили спокойно и хорошо, и вдруг... такая разруха.

В то время в каждой администрации была  автомашина «Газик», и глава, как сейчас бы  назвали,  становился снабженцем и нормировщиком. Если в район привозили любой товар, он был дефицитным, его делили на все села. Она ехала туда с водителем, получала, привозила в Чикой, старалась делить, учитывая  самые острые  потребности каждой семьи.  И все равно было много недовольных, всем же не угодишь. Главой района был тогда Стручков Владимир Михайлович. Помнит, что в это трудное время, к его чести,  в поселок приезжал Президент Бурятии  Леонид Васильевич Потапов. Встречался с людьми, интересовался их жизнью и проблемами.

 Но работа есть работа, она не подержит, не подставит плечо, семья все равно на первом месте. Второй раз она вышла в 23 года, старшая дочь Валентина  живет в Чебоксарах, Галину судьба  унесла в Приморский край , сын Иннокентий тоже там. Дочь Лариса живет в Чикое, сейчас в декретном отпуске.

Раису Иннокентьевну беспокоит, что  некоторые люди стали часто выпивать, у иных уже зависимость, годами не работают, не держат хозяйств. Она говорит: "Вернуть бы как раньше,  заводской комитет, товарищеский суд. Когда тебя строго осуждают товарищи, твои же соседи и друзья, это действовало, человек менялся. За тунеядство была статья УК. Но для начала нужно создавать рабочие места, чтобы люди были заняты. А завод тогда шил унты, рыбацкие сапоги, куртки, контроль за качеством был жесткий. Зарплаты были очень хорошие, премировали  к каждому празднику. Рабочих славили, на сцене клуба прилюдно вручали премии. Народ в Чикое разный, много приезжих, квартиры строил и предоставлял завод, вся жизнь вокруг него крутилась.  Инструктором райкома, нашим куратором тогда работал ныне покойный ветеран ВОВ Николай Дмитриевич Воробьев. Очень мне помогал, и словом , и делом.

 Раисе Иннокентьевне не раз народ оказывал доверие, переизбирали. А чтобы быть руководителем такого ранга, считает она, нужно быть честным и порядочным, доброжелательно относиться к людям, с мягкостью и пониманием. И люди тогда власти очень верили, на выборы шли, как на праздник, концерты шли, кино показывали.

Сегодня Раиса Иннокентьевна живет не одна, с мужем Владимиром Иннокентьевичем. Хоть  и доставляет он ей иногда беспокойство, а все же намного  лучше, чем одной. Хозяйство держат – коровы, телята, куры, огород растят. Поэтому   соленья-варенья свои,  мясо,  молочные продукты.

Хоть немало лет прошло, вроде жизнь потихоньку налаживается,  все  же Раиса Инннокеньевна часто вспоминает то время — голодные глаза односельчан, крики и ругань из-за пары  обуви, талоны и карточки времен разрухи. И желает, чтобы этого никогда не повторилось.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

187