Душа с душою говорит. Вечер романса
Клуб посёлка Наушек принимал любителей русского романса. Вечер романса назвали «Душа с душою говорит». Идея и подготовка замечательного концерта принадлежит руководителю «Созвездия», коллектива любителей, Ольге Брезгиной.
Зал был оформлен под музыкальную гостиную. В камине лежали дрова, на нём расположились зеркало, хрустальный графин, портреты, возле стояло кресло-качалка с ажурным пледом. С другой стороны патефон ждал свою пластинку, стояла гитара, а внизу лежала стопка старых книг. И две большие вазы с растениями, красиво изогнутыми под икебану, завершали этот кусочек старины. На сцене стоял круглый столик с ниспадающим с него белым полотном, канделябром и свечами. Рядом алела роза, с другой стороны стоял ажурный зонтик, и ноты под старину были небрежно раскиданы по сцене. Завершало это великолепие спускающаяся с потолка драпировка в синих и светло-белых тонах.
На другой стороне зала расположилась персональная удивительная выставка картин «Чувствуя сердцем» молодой художницы Анны Харламовой, которая также придавала своеобразный художественный колорит.
Вечер вела Ольга Брезгина, одетая в тёмно-синее ажурное платье. Она погружала зрителей в историю романса, рассказывала интересные сюжеты создания шедевров классики романса и, конечно, пела.
Родиной романса является Испания. Именно там в 18-19 веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речитатива, напевного, мелодического начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы».
В городе Куйбышев повстречались в 1957 году музыкант Гриша Пономаренко и поэт Саня Скоромыкин. За приятной беседой композитор рассказал, что написал песню на стихи их общего знакомого — Василия Алфёрова. Но текст не совсем устраивал музыканта. Александр объявил, что готов переписать слова этой песни. Пономаренко уточнил, что автором текста всё равно будет значиться Алфёров. Однако Скоромыкина это совсем не опечалило, и он согласился. Пономаренко «намурлыкал» мелодию, а мастер экспромтов оторвал кусок газеты и через некоторое время выдал текст.
Через пару недель «Ивушка» впервые была исполнена женской группой хора в Доме офицеров города Куйбышева. Объявили её как песню, созданную творческой группой. Так «Ивушку» ещё долго представляли слушателям. Вскоре песня была записана Людмилой Зыкиной в США на золотой диск, именно с этим текстом она покорила весь мир. Этой песней начался вечер в исполнении оркестра «Ладушка», вокального ансамбля«Золотая пора»(концертмейстер Варвара Брезгина, Елена Николаевна Ветошникова).
Романс «Не уходи, побудь со мною, я так давно тебя люблю» — эти строки бедный чиновник Николай Зубов посвятил блистательной певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой. «Не уходи, побудь со мной»исполнила со страстью, печально, нежно, с пылкой любовью и блистательноАнна Харламова.
Русскую народную песню«Эх, калинушка, да ты, кудрявая» сыгралина домрах Валерия Иванова и её преподаватель ДШИ Вера Владимировна Папина.
Романс «В лунном сиянии» (также называем «Колокольчик» и «Динь-динь-динь») относится к ямщицким песням Евгения Юрьева — русского поэта и композитора, автора нескольких романсов, таких как: «Колокольчик», «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру», «Зачем любить, зачем страдать» и др. «В лунном сиянии»исполнилаАнастасия Ладыженская в тёмно-зелёном длинном строгом платье с рюшами по лифу и вереницей пуговиц спереди. Она походила в нём на строгую учительницу или гувернантку 19 века. Пела проникновенно и красиво.
«Нищая» — романс Александра Алябьева на стихи Пьера Беранже в переводе Дмитрия Ленского.Пьер-Жан де Беранже — известный французский поэт, сочинитель песен. Его детство выпало на годы Великой французской революции. Беранже стал певцом революционных событий, которые с течением времени приобрели в его творчестве романтическую окраску.Дмитрий Тимофеевич Ленский (настоящая фамилия Воробьев) перевел стихотворение Беранже в 1840 году. Он был известным переводчиком, по основной профессии — актёром Московской императорской труппы. Тема театра, актерства была близка ему. Он встречался со старыми артистами, когда-то блиставшими на сцене, когда-то бывшими кумирами публики, теперь по старости и/или болезни выброшенными из жизни. Именно о такой известной актрисе, приводившей в восторг публику в молодости, но всеми забытой и нищей в старости, пела с состраданием и тоской в голосе Ольга Брезгина. Её пение вызвало жалость и слезу на глазах.
Популярно и сейчас стихотворение поэтессы Марины Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа», ставшее романсом, которое было написано ещё в 1914 году. Этот романс «Под лаской плюшевого пледа»на музыку Алексея Петрова исполнилиАлёна Клименко и преподаватели ДШИ. Алёна была в красивом алом платье, в этот день было её день рождения.
Романс «Мне грустно» Александром Даргомыжским написан на стихотворение «Отчего» Михаила Юрьевича Лермонтова. Романс можно назвать романсом-монологом. Композитору удалось передать в пении живую человеческую речь.«Мне грустно» исполнили солист Вера Владимировна Папина и концертмейстер Варвара Брезгина.
Великий русский романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» создан в 1910 году. Но главный парадокс его автора Николая Харитонова в том, что его самого сразу записали в классики, а его творение — в «старинные». Так удачно и мелодично сплелись в нем музыка, духовный расцвет XIX века и нездешние даже по тем временам чувства.А композитору и автору стихов в 1910 году было всего лишь 23 года отроду. Первопричиной рождения шедевра явилась, как и следовало ожидать, любовь.«Отцвели уж давно хризантемы в саду» исполнилаНина Карпова. В душе расцвело чувство любви, хризантемы отцвели, а любовь всё живёт.
В продолжение вечера прозвучала «Ах ты, душечка», русская народная песня, обработка А.Шалова,в исполнении Сони Теряевой и Веры Владимировны Папиной.
В 1984 году вышел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс». В «Жестоком романсе» впервые прозвучал красивый и печальный романс под названием «Любовь — волшебная страна».«Любовь — волшебная страна», музыка Александра Петрова, слова Эльдара Рязанова, исполнилаАлександра Московская. Прекрасная страна-любовь, и только в ней бывает счастье. Любовь- обманная страна, пела с сожалением Александра.
У этой любимой всеми песни существует два названия: «Молитва» и «Молитва Франсуа Вийона». Долгое время считалось, что это вольный перевод Булата Окуджавы стихотворения средневекового французского поэта. Однако Булат Шалвович впоследствии признавался, что к Вийону текст песни не имеет никакого отношения. Дело в том, что стихотворение «Молитва» не принимали в печать в советские времена по идеологическим соображениям, тогда Булат Шалвович придумал новое название, и в печать взяли. Музыка была придумана позднее, сначала были напечатаны стихи.«Молитва»в исполнении МарииКотельниковой прозвучала так трогательно, с заботой обо всех и только потом о себе. «Господи! Умному дай голову, трусливому дай коня. Пока ещё земля вертится. Дай всем понемногу и не забудь про меня». Певица артистично в чёрном платье, как бы олицетворяющем смирение, изображала просящего молитвенника. И хотелось верить, что Господь услышал эту молитву в песне.
Романс «Я тебя никогда не забуду» из спектакля «Юнона и Авось» о любви русского мореплавателя Николая Резанова и КонсепсьонАргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско, стал запоминающимся и обрёл самостоятельную жизнь. В основу этого шедевра легло стихотворение Андрея Вознесенского «Сага», посвящённое актрисе Татьяне Лавровой.«Я тебя никогда не забуду» на музыку Алексея Рыбниковас тоской и любовью исполнилаАнастасия Ладыженская. «Я тебя никогда не увижу»,- пела Анастасия со слезами в голосе.
Однажды Афанасий Фет был в доме у своих друзей. У них тяжело болела дочь. Не спала всю ночь и уснула лишь под утро. Стихи он посвятил девочке и ее матери, к которой обращается в первой строке: «На заре ты её не буди!».
На заре ты её не буди!
На заре она сладко так спит.
«На заре ты ее не буди» на музыку А.Варламова-Брамсаисполнил фортепианный ансамбль Елены НиколаевныВетошниковой и Вари Брезгиной.
«Вечер, пять свечей
Расставил на окне,
Околдовал, как мог,
Огнем грядущих дней», — такие слова прозвучали в романсе «Пять свечей» автора АндреяКапрова, а исполнилаАлександра Московская, хрупкая и такая нежная в белом платье.
Режиссёр Владимир Басов обратился к своему любимому поэту-песеннику Михаилу Матусовскому с просьбой написать специально для киноленты «Дни Турбиных» слова романса. Матусовский предложил Басову один из самых любимых дореволюционныхромансов «Белой акации гроздья душистые», который родился ещё в далеком 1902 году.«Белой акации гроздья душистые» Валерия Агафонова, ВениаминаБаснера душевно исполнила Калинина Ирина о молодости, о запахах акации, которые сводили с ума ночь напролёт.
Песня «Шопен» — одна из самых нежных и трогательных композиций Елены Ваенги — была написана в 2005 году.В начале песни звучит произведение Фредерика Шопена «Ноктюрн №1 в до-миноре». Именно оно соответствовало её настроению и мыслям и вселяло надежду, что стихи были написаны практически мгновенно. Все чувства, переживания, эмоции, вся любовь к дорогому человеку — всё выразилось в этих стихах. «Шопен» Елены ВаенгиисполнилаАнна Харламова.«Я хочу, чтобы это был сон, я болею тобой, я дышу тобой, жаль, но я уже тебя люблю», – с болью и нежностью неразделённой любви пела певица.Романс выдержал испытание временем.
И в завершение вечера в исполнении преподавателей ДШИ Веры Владимировны Папиной и Елены Николаевны Ветошниковой прозвучала «Ой, цветёт, калина» из кинофильма «Кубанские казаки» Исаака Дунаевского. Да так красиво, что невольно вспомнились слова и захотелось подпевать.
Закончился концерт, в душе была тихая радость и какое-то спокойствие. Концерт принёс истинное наслаждение. Руководитель волонтёрского движения «Прометей» Оксана Герасименко выразила огромную благодарность коллективу «Созвездие», который в целом представляли певицы, за участие в патриотических акциях в пользу воинов СВО, и вручила благодарственное письмо. В знак величайшего удовлетворения искусством певиц подарила каждой по розе, а коллективу красивый чайный набор и выразила надежду, что их искусство выйдет на широкий простор.Одна из жительниц посёлка сказала, что благодаря такой хрупкой девушке как Аня Харламова, окунулась сегодня в мир искусства. Поблагодарила за выставку и концерт.
Меня спросили, как мне выставка и концерт? Ответила так: «Непередаваемое чувство тихой радости и покоя от увиденного и услышанного. И я хотела бы ещё раз окунуться в эту атмосферу красоты, любви и изящества!».
После вечера было обсуждение концерта за чашкой чая, столом, сервированным вкусными постряпушками женщинами ТОСа «Исток» во главе с Татьяной Московской и другими общественницами. Татьяна также приложила руку к организации и оформлению концерта. На встрече присутствовали ЕленаВетошникова и Вера Папина. Они представляют в Наушках детскую школу искусств, сами организуют и участвуют в концертах. Вера Владимировна отдала любимому делу 45 лет своей жизни. Несмотря на то, что её сын Владимир, с детства участник её концертов, давно живёт в Москве, не собирается никуда уезжать. Про певиц преподаватели сказали, что каждая талантлива по-своему, к каждой надо было подобрать именно её романс, чтобы он звучал. Вера Владимировна ведёт две вокальные группы: детскую «Вдохновение» и взрослую «Золотая пора».
Вечер романсов — концерт — эксперимент готовили с января. Надо было продумать не только репертуар, но и оформление зала, сцены, костюмы исполнительниц.Концерт объединил 3 творческих коллектива: 2 взрослых и 1 детский. Участницы вложили в песни свою любовь, частицу души, чтобы зритель проникся и полюбил романс. И помогли в осуществлении этого вечера руководитель Дома культуры Галина Владимировна Пожаренко, звукорежиссёр Игорь Константинович Воробьёв. Пожелание гостей выйти на большую сцену участницы приняли как их задачу на перспективу.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.