Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

14.05.2020 10:51 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 13.05.2020 г.

Война в её судьбе

Автор: Галина Мостовщикова
Ветеран ОСЗН, коллега

З.Н. Большакова с дочерью Ириной и внучкой Лизой

Эту женщину я знаю хорошо с 1989 года. Труженица тыла, ветеран труда, руководитель разных по значимости образовательных, культурных и социальных учреждений, человек с живым пытливым умом, замечательная мать, бабушка, прабабушка, прапрабабушка. Это Большакова Зоя Николаевна. Общий трудовой стаж 45 лет.

День Победы-2020 в условиях самоизоляции на фоне коронавируса. Никаких общественных больших мероприятий. Только камерные. Вот такие камерные посиделки в кругу семьи и коллег состоялась дома у Зои Николаевны.

Пришли её коллеги по социальной защите поздравить, вручить открытки руководства республики, района и города, презенты. Но Зоя Николаевна всегда славилась хлебосольством, и, конечно, без обильного чаепития нас не отпустила. Правнучка Лиза красиво оформила окно ко Дню победы с портретом отца Зои Николаевны. Дочь Ирина продемонстрировала своё кулинарное искусство. Все вместе пели военные песни, репетировались перед 9 мая. И, конечно, День Победы, любимую песню народа. При нас принесли письмо с поздравлением президента Владимира Путина.

С интересом слушали мы рассказ труженицы тыла о годах войны и послевоенном времени. Всё дальше уходит война, и каждый рассказ о том страшном времени — это крупица правды в копилку ратных и трудовых дел выстраданной Победы. Её всё чаще пытаются отобрать у СССР. Молодёжь должна знать эту правду.

Зоя Крючкова родилась в деревне Гора Сипягина в Ярославской области Борисоглебском районе. Говорили, был такой барин Сипягин, а деревня на горе стояла. Отец Николай Фёдорович Крючков был классным поваром. До войны часто ездил в Ленинград на заработки. Кличка была у дочери Зоя Питерская, видно потому, что она не раз бывала у отца в Ленинграде. Мать Анна Гаврильевна Груздева была из семьи, в которой было 12 детей. Читать не умела, а деньги считала классно. Жили бедно. Но корова и бараны были, держали куриц. Зоя Николаевна вспоминает своё детство со слезами. В доме была одна кровать для родителей. Дети спали на печи, либо на полу на соломе. Некрашеный пол натирали калошами, смывая грязь до белизны деревянных досок. Печь была громадных размеров. Трудно поверить, но это так, в самой печи мылись. Зоя забиралась в тёплую печь с соломой, мать подавала ей таз с водой и мыло. Зоя мыла голову, намыливала себя, выползала на четвереньках, вставала в корыто и обливалась чистой водой. Вместе с отцом Зоя на телеге ездила на базар в уездный городок Борисоглеб (сейчас посёлок городского типа Борисоглебский) продавать дрова, топлёное в печи молоко и яйца. Нередко её обманывали, незаметно воруя яйца в рукава проворные воришки, перебирая в сене яйца и делая вид, что покупают. Не может забыть Зоя Николаевна детскую трагедию с валенками. Ей купили новые валенки на деньги от сданной шерсти. Это была такая радость! Она пошла в гости к бабушке, второй жене своего деда в другую деревню, да и осталась ночевать. Утром затопили печь, не проверив, что внутри валенки сушились. Не успели убрать, так и сгорел один. Столько слёз было пролито тогда. И сегодня, вспомнив трагедию детства, слёзы выступили на глазах Зои Николаевны. Кое-как добралась до дома. Пришлось ходить в залатанных. На валенки всегда надевали калоши, очень уж грязно было в распутицу.

Началась война. Отец ушёл на фронт в 1941 году, был ранен, вернулся в 1945 году. Годы войны были неимоверно трудны. Зоя рано научилась читать. Поскольку по вечерам пряли и вязали носки на фронт при свете лампы, либо лучины, часто соседи собирались в их доме, экономя керосин. Зоя им читала, рассказывала прочитанные истории. Вместе обсуждали новости по письмам с фронта. Мама мастер была прясть. А дети вязали носки на фронт. Позже уже купили станок ткацкий. Тогда только появился наматрасник для соломы, и это был первый матрац в её жизни.

На постой им определили 5 татар во главе с бригадиром. Не помнит Зоя Николаевна, почему и откуда появилась в деревне целая группа татар, которые рыли окопы в лесу. Работать приходилось много. Рано научилась жать рожь серпом. На руке шрам напоминает о том тяжёлом времени. Косили литовкой сено, заготавливали ветошь (ветки осины) для овец и коз для колхоза, выполняли ежедневные задания. Созывали их на работу колотушей, типа рельса. Ни света, ни радио не было в деревне. Радио появилось в войну, установили тарелки в каждом доме. А электричество появилось после войны. Первую лампочку помнит и как пилили чурки для топки машины с дизелем.

Вначале ещё были запасы в ларях зерна, муки, картофеля. Но и они закончились. Варили щи из крапивы. Весной копали почему-то не убранную мёрзлую картошку на полях, из сушённой размолотой картошки пекли хлеб. В деревне сеяли много льна, он хорошо рос. Стали стряпать лепёшки изо льна. Была целая система сбора льна, его сушки, обмолота, прядения волокон. А отходы тоже шли в дело, из них готовили лепёшки. Это была опасная еда, которая порой заканчивалась непроходимостью кишечника. А льняное масло было лакомством. Как-то отец, проезжая через Борисоглеб на фронт, через родственницу передал банку американской тушёнки и пачку риса. Это был такой праздник! Вкус этой пищи до сих пор в памяти Зои Николаевны.

Война довольно близко подошла к деревне. В стороне Углича и Ярославля слышались бомбёжки, раскаты зенитных орудий, взрывы, ночью полыхало зарево. Рыли окопы и были готовы эвакуироваться. Но до этого не дошло. Немцев погнали на запад.

У Зои было 2 брата и сестра. Старший брат помогал делать сани. После войны родилась ещё одна сестра, которая в юности наложила на себя руки, не выдержав напрасных обвинений в её адрес в краже денег в техникуме. Деньги нашлись, но уже было поздно.

Мать старалась всем детям дать образование, как бы трудно это не было. Зоя училась в педагогическом техникуме с 1948-1952 г.г. в Ростове Великом. За учёбу платили 150 рублей, но в то же время была стипендия. Отец заготавливал дрова и продавал в городе, чтобы платить за учёбу. Годы разрухи были в стране. У Зои не было нормальной одежды. Даже на выпускной вечер ходила в стареньком платье. Знания получила хорошие. По распределению Зоя попала в Бурятию в детский дом в Царамы. Семья на деньги по займу купила чемодан и покрывало, тётка дала простынь. Собрала Зоя в чемодан наматрасник, пальто, перешитое с маминого, одежду кое-какую взяла. С этим и поехала. Долго ещё спала на соломенном матраце, даже замуж с ним выходила.

Через год детдом расформировали, Зоя переехала в Кяхту. В Кяхте было 3 детских дома: на ул. Крупской (где он был до перевода в с. Субуктуй), на ул. Ленина (детский сад был, сейчас здание школы), на ул. Свердлова (жилые дома). 19 лет работала воспитателем. После расформирования детдома её перевели работать заведующей детским садом на ул. Свердлова, затем на ул. Ленина. Но и тогда были завистники и недоброжелатели. А она была «неудобоваримая», так называемая, самостоятельная и инициативная. Народный контроль зачастую работал на себя, а не на правду настоящую. «Ушли» из детского сада. Осталась без работы. Её работница по детскому саду, жена директора киносети Григорьева порекомендовала её мужу. Так Зоя Николаевна приняла кинотеатр «Темп». И здесь раскрылся её талант организатора. Сама ездила за фильмами. Помню фильмы новые, очереди за билетами, полные залы, сеансы через 2 часа, обсуждения фильмов после просмотров. Первое место всегда занимали. 9,5 лет работала в кинотеатре. Наступил срок выхода на пенсию. Встал выбор: либо получать зарплату, либо пенсию, так было тогда. Ушла с работы. Занималась домом, огородом.

Но сидеть дома было не в её характере. В газете увидела объявление об организации новой социальной службы-отделения социальной помощи на дому. Пошла организовывать новое дело с 1 января 1989 года. Подчинение было двойным: отделу соцобеспечения организационно, а деньги получали в районной администрации. Зоя Николаевна стала родоначальницей отделений социальной помощи на дому в районе. Новая, неизведанная работа. Это было трудное время, карточное. Основные продукты покупали на карточки, молоко по очереди. Порой хлеб покупала подопечным на свои деньги. Но и здесь не осталась без внимания народного контроля в лице известных лиц в городе. Сколько проверок только выдержали по жалобам в прокуратуру. Благотворительный фонд был создан для помощи малообеспеченным. Вот он-то и не давал покоя кое-кому, кто очень уж любил строчить жалобы. Имя не называю, я сама часто страдала от этого человека. У нас ещё был благотворительный фонд культурно-спортивного комплекса при горсовете, деньги в него шли от акций, лотерей, концертов. Зоя Николаевна вспомнила розыгрыш лотереи, в котором участвовала целая площадь народа. Много полезного было сделано З.Н. Большаковой совместно с городским советом ветеранов, районным советом женщин, городскими депутатами, руководителями организаций и предприятий. Всегда была активной и целеустремлённой, весёлой и неугомонной.

С работы в отделении соцпомощи на дому ушла по сокращению, в котором она трудилась почти 10 лет. Но со своими подопечными ещё много лет поддерживала связь. А её коллеги по ОСЗН и соцработники до сих пор приходят к ней в гости, вместе проводят праздники, оказывают при необходимости помощь. Ветеран с благодарностью вспомнила тех людей в её судьбе, которые ей помогали, поддерживали в трудные минуты, разделяли её начинания, верили ей и шли за ней. Зоя Николаевна-путешественница, Союз и Россию объездила, была у дочерей в Украине и в Беларуси. И сейчас она полна энергии, ещё возится с огородом, выглядит моложе своих солидных лет, ходит по дому босиком. Вот такая она, Зоя Николаевна Большакова, ветеран войны, награждённая медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

114