Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

09.04.2020 16:51 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 08.04.2020 г.

В.К. Альков: "... во благо тех, с кем работал и для кого работал"

Автор: Виктория Анчикова
Главный редактор

В конце прошлого года в Книгу Почетных граждан Кяхтинского района вписали еще одно имя. Многим он известен как глава города Кяхта, кому-то главным врачом районной больницы, некоторым директором Кяхтинского медицинского училища. Валерий Константинович Альков – один из ярких представителей советской закалки, у которых слово не расходится с делом. И в нашем случае можно сказать, что награда нашла своего героя.

В детстве решил стать врачом

Родился в Большой Кударе. В те времена считалась главной станицей. После окончания семилетки, продолжил обучение в Кудара-Сомоне. Жил у дяди. Учился хорошо, как и все тогдашние дети, был октябренком, пионером. Когда пришло время вступать в комсомол, которое считалось очень важным событием, ходил пешком до Кудара-Сомона вместе с другими ребятами, где им в бюро Кударинского райкома комсомола секретарь задавала кучу вопросов. Хождение увенчалось успехом и закончилось успешным приемом в ряды комсомолов.

Жизнь порой сама дает подсказки, в каком направлении двигаться. Как рассказывает сам Валерий Константинович «ему предопределенно было стать врачом». «У меня был братишка 48 года рождения. В восемь месяцев он заболел пневмонией. В то время пенициллин только-только появился. Его кололи через каждые 4 часа. С высоты своего опыта могу сказать, что это привело к осложнению. После выписки у него развился менингит. К четырем годам стало получше, но припадки преследовали. До 21 года мама ухаживала за ним. Но я тоже не оставался в стороне, постоянно помогал маме смотреть за братиком. Именно тогда появилась мысль посвятить себя медицине».

Из студентов в солдаты и обратно

Подробно и интересно рассказал Валерий Константинович о трехгодичной службе в армии и студенческих годах: «После окончания 10 классов вызвали в военкомат, поставили условие либо мы поступаем в военное училище, либо аттестат не выдадут. Но я настоял на своем, документы выдали. Мой путь лежал в Иркутский медицинский институт. Экзамены я сдал, набрал 19 баллов из 20. Взяли кандидатом без стипендии, но к весне обещали зачислить. После года обучения в мединституте, пришло время отдавать долг Родине. Даже не успел сдать первую сессию.

В тот год был какой-то специализированный набор – 100 человек из техникумов и институтов. В Красноярск привезли, разгрузили на берегу реки. Там же нам организовали полевую кухню. Под открытым небом ждали баржу, которая повезет нас на север. На берегу лежали бетонные кольца, туда мы натаскали строительные стружки, где спали и грелись от промозглого ветра. Через три дня подогнали баржу, еще 500 человек погрузили в два трюма и поплыли по Енисею. Конечно, пока ждали транспорт, все простыли – кто-то кашлял, кто-то чихал или температурил. С ребятами из других трюмов не разрешали контактировать. Четыре дня плыли до Игарки, в час ночи прибыли. Игарка выглядела как большая деревня, но считался городом-портом, где иностранные судна грузились пиломатериалами. После бани в три часа ночи привезли в казарму. Казармы были оборудованы из бывшего лагеря для заключенных. И начались наши солдатские будни: подъем , завтрак, целый день строевая подготовка. У нас попался дотошный ефрейтор, который требовал за 45 секунд одеться, аккуратно все сложить, по 9-10 раз поднимал. Потом нас отправили в Дудинку. Один месяц жили: разгружали, загружали, убирали мусор. Научились штукатурить, строить. Погода стояла ужасная – дул холодный ветер. После месяца работ, первый взвод оставили в Дудинке, остальных отправили в Норильск. Нас разместили в благоустроенных казармах, которые ранее принадлежали управлению тюрем. Начался учебный процесс. Предложили две специальности: планшетист и радиотелеграфист. Я выбрал радиста. Учебка есть учебка. Строевая, спортивная подготовка по шесть часов ежедневно. Потом прибавилась боевая подготовка. Вечером час свободного времени: почиститься, если успеешь письмо написать. После учебы сдавали экзамен. Командир пообещал тем, кто сдаст экзамен на 2 класс, отпустить домой в отпуск. Я старался и сдал успешно, получил 2 класс. Но домой так и не попал. Меня отправили на пост Бахту (в 400 км от Туруханска). Были приводы за дисциплину, получил три наряда вне очереди – мыл лестницу снизу вверх. Через полгода после проверки комиссией присвоили 1 класс. Понятия о дедовщине не было. Жили дружно. Кто служил третий год, тех не отправляли в наряд и на кухню.

В 1960 году вернулся в институт, по жизненным обстоятельствам перевелся с лечебного на стоматологический факультет. В августе сдавал экзамены в солдатской форме. Сдал успешно, зачислили. Осенью как обычно студентов отправляли в колхоз, но я отпросился домой на две недели. Сессии сдавал на «отлично» и получал повышенную стипендию. К концу второго курса женился на Сталине Евгеньевне, на третьем — у нас родилась дочь Татьяна. По окончании вуза по нас распределили в Закаменск».

Молодой директор

По приезду в Улан-Удэ нас принял министр здравоохранения Михаил Олзоевич Петушинов. После общения с ним нас перенаправили в Кяхту. Вакансии стоматолога не было, мне предложили работу в медицинском училище. Как молодым специалистам предоставили жилье – комнату в общежитии на Южной. Летом отработал в стоматологической поликлинике, вместо 16 пациентов принимал по 30. В училище преподавал анатомию и физиологию. Также в госпитале на полставки прдрабатывал стоматологом. Занимался протезированием и лечением. В январе 1965 года назначили директором училища. Хозяйство досталось хлопотное. Все девять лет занимался строительством. На месте медучилища находился индустриальный техникум, который потом перевели в Улан-Удэ. Как заходишь на территорию справа стоит здание, тогда там были голые стены из шлакоблока, предназначались для будущих мастерских. Из него сделали учебный корпус, дальше расположились спортзал и гараж для грузовой машины. Восстановили двухэтажное здание, которое сгорело в то время, когда там размещалась коммуна имени Куйбышева, где детей учили столярному мастерству. Мой дед Петр Петрович Альков обучал столяров, он бал мастером-краснодеревщиком. Там сделали доклинику – учебный корпус. До меня обучали две группы медсестер, а мы стали обучать четыре группы фельдшеров, 120 человек. Появилась необходимость в общежитии. Построили общежитие, сегодня это учебный корпус, здание напротив МФЦ. Тогда денег на строительство не давали, все делалось за счет капремонта. За эту инициативу получил выговор. Молодой был, ничего не боялся. Общежитие все-таки достроили. Каждое лето организовывали летний оздоровительный лагерь. По спорту занимали первое место в республике. До 1974 года работал директором медучилища.

Районная больница среди лидеров по республике

От первого секретаря райисполкома Петра Михайловича Павлова поступило предложение возглавить районную больницу. В то время больница располагалась в различных зданиях, была буквально рассыпана по городу. 1 января 1973 года отстроили здание новой больницы. С моим приходом все отделения переехали в этоздание вместимостью 240 коек. Коллектив был в растерянности. Все отделения существовали обособленно. Для объединения в один большой дружный коллектив пришлось приложить немало усилий: проводили праздники, спортивные мероприятия, начали сдавать ГТО. Молодой ли пожилой, все принимали участие, не смотря на возраст. Постепенно шла работа и с кадрами. Я стал приглашать специалистов, которые родом из Кяхты. Мои же выпускники — В.И. Тагаева, В.Г. Цыбикова, В.В. Коновалов – учились в нашем училище и продолжили обучение в вузе и вернулись к нам. Тогда укомплектованность врачами составляла 90 %, средним персоналом – на 95 %. За хорошую работу и лидерство мы получали такие призы как машины скорой помощи марки УАЗ, даже новенький рафик был. Чего не было, так это операционной. Здание было холодным. Витражи во всю стену. А отопление заделано в стены. Сделали летом регистр из труб, утеплили холодные помещения. В летнее время построили гараж и хозпостройки. Даже пришлось отстроить овощехранилище, ведь по 20 тонн заготавливали картофеля. Капусту, морковь, свеклу хранили до нового урожая. До весны хватало. Когда я пришел в райбольницу функционировало 24 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. За время работы мы расширили сеть ФАПов до 30. Мы тесно работали с председателями колхозов и директорами совхозов, ведь они предоставляли помещения и оплачивали труд наших специалистов. Также во всех предприятиях содержались здравпункты по предрейсовому осмотру водителей.

Из врача в партийные лидеры

В 1982 году Алексей Григорьевич Нечаев был первым секретарем, мой одноклассник, предложил три должности: заместителем председателя райисполкома или председателем народного контроля или председателем партийной комиссии. Но перед этим у меня на работе случился небольшой конфликт с Минздравом: Кударинский куст остался без стоматолога, мне пришлось молодого специалиста отправить туда. Но тут вмешались высокопоставленные родственники и на меня начали оказывать давление, чтобы я не отправлял его в деревню. Я стал отстаивать свою точку зрения, но это привело лишь к ухудшению отношений с высшим руководством. Конечно, я потом сожалел, что оставил свою любимую работу и променял его на чиновничье кресло. Вообщем, как тогда мне казалось, мне пришлось уйти из больницы. Приняв предложение первого секретаря, я начал работать председателем партийной комиссии. В эту комиссию входили работники райкома и представители общественных организаций. Основная задача – прием в парию и контроль за партийной дисциплиной. В основном, приходилось принимать и рассматривать персональные дела. Поступали сверху решения исключать тех, кто имел строгий выговор по работе. Характерный случай: поступила информация о том, что участник ВОВ имеет строгий выговор за выпивку. Завели дело на исключение. Я до последнего тянул с исключением, мне было совестно у человека, вступившего в партию в 1941 году, в пекле войны, отнимать партийный билет. Конечно, меня отчитывали за то, что я нарушаю партийную дисциплину. Да, много было таких дел.

После развала СССР, я остался без работы. Райкомы разогнали, статью в Конституции о главенстве партии убрали. В 1991 году в один из судьбоносных дней около каждого кабинета стоял по милиционеру с автоматом. Кабинеты все опечатали. Никого не пускали. Первого секретаря тоже не пустили. После обеда нам сообщили, что все мы — безработные. Месяца три я был без работы. Поступало предложение от медучилища возглавить его, но я отказался».

Первый мэр

«Тогда начала формироваться администрация. Актив собрали, чтобы посоветоваться, кого избрать главой района. Решили рекомендовать А.Г. Нечаева. Он согласился, его и избрали. А я возглавил город. Тогда должность называлась заместитель главы района по городу. В то время в городское хозяйство входили детские сады и школы. Через год, в 1992 году, прошли выборы, и я стал главой города Кяхта. Огромный штат горисполкома был сокращен до 5 человек. У города не было своего бюджета, на все расходы выдавали с районной администрации. За время руководства городом, нам небольшим коллективом удалось построить три моста: по Банзарова, Свердлова и за военкоматом. По Банзарова в установке моста привлекли военных, договариваться со строителями, поставщиками материалов приходилось самому, контролировал ход работы. За полтора месяца установили деревянный мост. На Свердлова нанимали бригаду, пришлось проводить взрывные работы, чтобы убрать бетонные трубы, которые каждую зиму забивались льдом, из-за чего весной подтапливало улицу Ленина.

Долгое время Валерий Константинович представлял интересы граждан как депутат. Сегодня он в числе активных ветеранов города: участвует в городских и районных мероприятиях, ведет здоровый образ жизни. Открыто и честно выражает свое мнение по разным вопросам, порой справедливо критикует действия местной власти.

В положении о Почетном гражданине Кяхтинского района говорится, что «Почетное звание является высшим знаком признания заслуг гражданина перед районом и его жителями». И не остается сомнений, что вся жизнь Валерия Константиновича была направлена во благо тех, с кем работал и для кого работал.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

217