Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 09.05.2018 г.

Спасибо дедушка, за то, что мы есть

Автор: Чекина Л. А
внучка Котоманова А.С. (с. Тамир).

Могила в которой похоронен Котоманов А.С

Чем становишься старше, тем все чаще вспоминается детство – мое беззаботное детство. Время, когда еще все были живы, а особенно, моя бабушка Котоманова Августа Прохоровна, которая вечерами очень много рассказывала мне о своей нелегкой жизни. О том, какие страдания выпали на ее долю. Всегда, в праздник 9 мая, в День Победы, она плакала, а я всё спрашивала: «Баба, а почему ты плачешь? Ведь праздник же». А она отвечала «Кому-то был праздник, кто-то ждал с войны своих родных, а я получила похоронку на Антона».

Дед мой Котоманов Антон Семенович 1901 года рождения жил в селе Тамир и работал в колхозе. Любил ходить в тайгу, был заядлым охотником, как бабушка говорила: «Любил жизнь!».

Беда пришла нежданно-негаданно. В 1939 году его призвали в армию на переподготовку. Бабушка говорила, что провожала его с предчувствием беды. Она не плакала, ведь рядом стояли их дети, пятеро кровиночек. Самому маленькому было два года, а старшему 9 лет. Дети плачут, лезут на руки, а Семен самый старший, стоит такой серьезный.

«Ну, Сеня, на тебя я надеюсь, помогай матери с малыми, помогай во всем, теперь ты — главный мужчина в семье», — сказал мой дед. – Я скоро вернусь, это не надолго».

Ушел и не вернулся. Погиб в Кенигсберге 17 января 1945 года. Бабушка работала день и ночь в колхозе, все для фронта, все для победы. И в поле она, и на ферме она. Очень ей трудно пришлось, ведь был такой голод, хорошо старшие заботились о младших, искали чем бы прокормиться. Ягоды, грибы, корни растений. Старший Семен охотился. А бабушка даже один раз за то, что три горстки пшеницы насыпала в голенище сапог, чтобы дома перемолоть жерновами с лебедой и корешками трав и накормить лепешками детей, целых 6 месяцев провела в тюрьме, а дети вообще были одни, все пятеро.

Как проводила бабушка деда в армию, так и жила всю жизнь одна. Все дети живы, всех вырастила, женила, выдала замуж, помогала растить внуков. Я часто у нее ночевала. Все спрашивала, а какой был дед, у нас ведь даже нет его фотографии. «Мама твоя на него похожа» – отвечала моя бабушка. Дом был старенький, то крыша потечет, то печка дымит. Бабушка диктует мне, а я пишу письмо в военкомат, чтобы вдове помогли. Всегда помогали, а потом даже дом дали от сельсовета. Хороший, добротный, ведь её жилище совсем прохудилось.

Часто, когда мы с ней беседовали, она просила меня: «Вот вырастишь большая, пожалуйста, съезди и найди могилу дедушки, найди и поклонись. И, пожалуйста, привези земли с его могилы и посыпь мою». Я пообещала и выполнила.

Четыре года назад данные архива были рассекречены, и мы узнали в интернете о нашем дедушке, где он воевал, с кем и где именно погиб. Оказывается, мой дедушка, Котоманов Антон Семенович, был кандидатом в члены ВКП (б), служил в 11-м гвардейском отдельном моторизированном штурмовом инженерно-саперном батальоне 2 гвардейской Новгородской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригаде, сапером-минером. При прорыве обороны немцев он показал высокие образцы работы и бесстрашия: обезвредил 16 противотанковых мин под ураганным артиллерийским огнем противника. Неоднократно выполнял задачу по инженерной разведке переднего края противника. Во время инженерной разведки мой дедушка был убит.

Он награжден двумя орденами: орденом Красной звезды 18 октября 1944 года и посмертно орденом «Отечественной войны I степени». Из архива известно, что призван он на службу 25.04.1942 года, а из дома ушел в 1939 году. Нет данных, где же мой дедушка был эти два года. Вся семья всю жизнь не знала, как бесстрашно и героически воевал их отец и муж с фашистами. Зато мы, внуки, теперь знаем. Я как и обещала, съездила в Калининград. Шершанен, где погиб и был похоронен мой дед был переименован в 1954 году в Гаврилово. Поселки вымирали, люди уезжали, чтобы могилы не были безымянными было решено перезахронить в братскую могилу в поселке Красногорское.

У меня сердце билось часто-часто от волнения, когда я подходила к этим плитам на могиле. На второй плите самым первым было выбито «Котоманов Антон Семенович». Вот как далеко от родного дома ты похоронен. Я пролетела через всю нашу страну, чтобы увидеть, где ты мой любимый дедушка встретил свою смерть, а ведь ему было всего 44 года. Я час сидела возле этой плиты и, мне казалось, что дедушка где-то рядом, что он меня видит и слышит. Он очень рад, что прожил жизнь не зря, что у него такие потомки. Говорю, спасибо дедушка, за то, что я есть, что мы живем под мирным небом. Спасибо, что вы отстояли нашу свободу, спасли нашу страну от фашизма ценою своей жизни.

Вечная память героям, спасшим мир от чумы, вечная память и низкий поклон тем, кто ковал победу в тылу. Через века, через года – помните о тех, кто уже никогда не придет – пожалуйста помните!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

61