Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

03.07.2017 14:40 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 29.06.2017 г.

Бесценный опыт выживания

Автор: Арюна Ванчикова
журналист

Человек может пережить многое, испытать горести и лишения. Несмотря на всю их тяжесть, они закаляют характер и тело, человек приобретает бесценный опыт выживания. В годы войны наши соотечественники не только смогли выжить, они остались людьми. Они любили, дружили, помогали друг другу, деля последний кусок хлеба. 

Истории людей того времени во многом схожи, но каждая из них по своему уникальна. В селе Калинишна живет свидетельница немецкой оккупации, в доме которой больше года квартировались фашисты. 24 июня она справила свой 90-летний юбилей. Это Надежда Ивановна Разгильдеева.

Когда мы с главой поселения МО «Субуктуйское» Евгением Цыдыпыловым вошли в дом, Надежда Ивановна сразу позвала за стол. Она проживает с семьей сына Владимира, свою невестку Зою очень любит, как и всю свою большую  семью: сейчас у нее 4 детей, 10 внуков и 12 правнуков. После вкусного обеда Надежда Ивановна рассказала свою историю жизни.

 

Любимая Зеленая роща

Родилась она в Смоленской области, в Сычевском районе, деревне Зеленая роща в далеком 1927 году. Отец Иван Ильич Ильин был грамотным, работал в поселковой администрации. Мама Анастасия Егоровна работала в колхозе. В семье было четыре дочери и сын. Свою деревню на Смоленщине она помнит очень хорошо. Небольшая, дворов 20,  но красивая. Местные жители занимались земледелием, сажали рожь, лен, ячмень. Пшеница отчего-то не родилась. Жили мирно, трудились. Пока не пришла страшная весть. В 1941 г., спустя два дня после нападения фашистов,  Надежде Ивановне исполнилось 14 лет. Ожесточенные бои доходили до них все ближе. Смоленское сражение стало одним из самых кровопролитных и напряженных в 1941 году. Советские войска понесли тяжелейшие потери, за время сражения в общей сложности было убито и ранено более 700 тыс. человек. Такой ценой Красной армии удалось лишь на некоторое время задержать продвижение немецких частей. А уже в октябре немцам удалось захватить деревни Сычевка и Зеленая роща. Школа для ребят закрылась, деревня оказалась в оккупации.

 

26 месяцев оккупации

В доме  Ильиных поселились 13 солдат, одного самого толстого Надежда Ивановна запомнила очень хорошо. Немцы забрали у жителей весь скот, заставляя тех стирать и убирать за ними. Но в большинстве своем немцы относились к сельчанам без особой жестокости. Чего не скажешь о евреях. Надежда Ивановна не раз была свидетельницей жестоких расправ над ними. Расстреляв евреев, немцы особо не церемонились и засыпали землей и мертвых и живых. По словам Надежды Ивановны, земля шевелилась от дыхания еще живых людей. Евреев жалели, кого могли — спасали, прятали в подвалах домов, рискуя своей жизнью. Так, бок о бок,  жители Зеленой  рощи прожили с немцами 26 месяцев, пока не начался переломный момент в войне.

 

Возвращение на родину

Немцы, снимаясь с насиженного места, угоняли сельчан, а деревни сжигали. 300 км пешком пришлось пройти Надежде Ивановне вместе с семьей до Белоруссии, где их поселили в деревне Тетерево, в 40 км от Витебска. Скоро советская армия освободила эти земли от врага, но до 1944 года она жила там, еще два месяца  — в лесах. Когда пришли свои, помогали им рыть окопы. Так в истории Надежды Ивановны появился эпизод окопной жизни. Четыре долгих тяжелых месяца они рыли окопы, во время которых Надежда Ивановна сильно ослабла и мама  уже не пускала ее работать со всеми. Вскоре, они уже ехали в поезде в направлении своей деревеньки, в которой после сожжения остались лишь 7 домов. В них и поселились все возвратившиеся. Женщины, старики, дети вновь начали осваивать опустевшие земли, пахать и бороновать вручную. Начались зетой: «Бросайте плуги! Война кончилась!»  Все были рады, вот только отпраздновать победу было нечем, кроме печеной картошки.  В 17 лет ее назначили бригадиром в деревне, как самую грамотную и бойкую, она училась хорошо и с увлечением. Работы не боялась, хваталась за любую. Голод постоянно толкал жителей на поиски пропитания. Так же и Надежда Ивановна в 1946 г.  уехала в Калиниградскую область, да там и осталась. Устроилась работать в военную часть старшей дояркой. Теперь ситуация изменилась, и в ее подчинении оказались 13 доярок – немок. Ничего плохого и о них не может сказать Надежда Ивановна, все были работящими, относились к ней уважительно. В 1948 г. немок вывезли эшелоном в Восточную Пруссию, а оттуда домой, в Германию.

 

На новом месте новая жизнь

В части она познакомилась со своим будущим мужем, участником Великой  Отечественной войны Василием Иннокентьевичем Разгильдеевым. Они поженились и стали обустраивать свой маленький семейный уголок. Вскоре супруга потянуло на родину, в Калинишну. К моменту переезда в 1955 г. у них уже родились трое детей. Во время долгой дороги на родину мужа она с удивлением подмечала, что деревни в Бурятии находятся далеко друг от друга. Там, на Смоленщине деревушки расположены в 2-5 километрах, совсем близко. Поразил ее и ужасный дефицит предметов обихода. Но вскоре она привыкла к новому дому и без дела никогда не сидела. Работала на маслозаводе, подрабатывала в колхозе, затем устроилась в школу техничкой. Война не дала возможности получить образование многим гражданам страны.  На пенсию она вышла в 50 лет, так как в семье было пятеро детей. Безмерно благодарна своему Василию за то, что забрал ее мать и сестру с родного края, где уже не осталось родных. Ее старшие сестры, проживавшие на момент войны в Ленинграде, пережили блокаду. Стали свидетельницами ужасного голода, холода и каннибализма, обезумевших от голода людей. Во время эвакуации одну из старших сестер убило осколком. Во время обстрела поезда она подошла слишком близко к окну.  Брат погиб в 43-м под Оршей, отец умер в 46-ом, сестер также нет в живых.  В Калинишне ее матери удалось спокойно встретить старость, понянчить внуков.  Каждый похоронен в разных местах, но, как говорит, Надежда Ивановна, земля – одна, всех примет. Вот и она прижилась в Калинишне, все здесь ей родное, здесь ее дети, здесь родина мужа.

Истории жизни людей можно слушать бесконечно, в памяти то и дело всплывают лица, яркие моменты, тягостные переживания. В разговоре с этой гостеприимной, доброй бабушкой становится понятно, что можно выжить даже в войну, если рядом близкие и друзья,  которые разделят с тобой кусочек хлеба и кров, вместе пройдя все тяготы. Надежда Ивановна, ветеран труда, труженица тыла свой 90-летний юбилей справляет в кругу родных и близких друзей, соседей, ведь семья и дружба бесценны во все времена.   

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

103