Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

14.04.2017 11:33 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 19.01.2017 г.

Воспоминания о войне

Автор: Цыренов Р.Д.
участник Великой Отечественной войны

Продолжение. Начало в № 1 от 12.01.2017.

Загремели выстрелы, батареи вступили в бой. Впереди появились горящие танки. И я из первого выстрела поджег танк. «Молодец!» — крикнул взводный, расчёт мой радовался. Метко стреляли остальные расчеты батареи. Впереди горело несколько вражеских танков, самоходок. По вражеской пехоте открыла оружейно-пулеметную стрельбу наша пехота. Но атаки врага продолжались... Гремели выстрелы, урчали танковые моторы, с грохотом взрывались снаряды, гранаты, люди ругали врага, стонали раненые... Вражеская пехота была прижата к земле от оружейно-пулемётного огня наших пехотинцев. Уцелевшие вражеские танки, стреляя из пушки, пулемёта пятились назад, и бежали назад вражеские пехотинцы. Их осталось совсем немного. В перерыве боя мы получили подкрепление: людей, боеприпасы, делали перевязки раненым. Легко раненые не уходили от орудия. Первый бой был тяжёлым, каждый знал, что нужно удержаться и выстоять.
Спустя два-три часа усилился артобстрел врага. Снова впереди показались танки. Немцы несколько раз повторяли атаку после бомбёжки и артобстрела. Они были намного сильнее нас, хорошо подготовленные и хорошо вооружённые.
Однажды немецкая артиллерия обрушила по нашей обороне шквал огня, затем предприняли психическую атаку. Больше батальона фашистов шли точно как на параде с криками «Рус, сдавайся! Руки вверх!» Мы с пехотинцами открыли дружный оружейно-пулеметный и артиллерийский огонь, хотя и значительно редели гитлеровцы, но, паля из автоматов, бежали вперёд...
Только мощные разрывы наших снарядов, реактивных миномётов в самую гущу атакующего противника охлаждали его пыл... Около сотни фашистских солдат остались лежать на лесной поляне. Атака противника была отбита.
Бывали случаи, под натиском врага наша пехота, не удержав свои позиции, отступала назад. Наша пехота отступает, уже сзади пушки, а немцы, стреляя из автоматов, приближаются. Мы, стреляя без передышки, потом снимали панорам, отползали назад, занимали оборону, стреляя из личного оружия, бросая гранаты, не подпускали врага к пушке до прихода нашей пехоты.
На передовой беспрерывно взрывались вражеские снаряды, мины. Ночью местность освещалась ракетами и обстреливалась пулемётами. Активно действовала вражеская авиация. Самолёт разведчик «Фокке-Вульф-187», бомбардировщики «Юнкере», стреляя из пулемета по траншеям, бросали бомбы. Весь октябрь вели тяжёлые оборонительные бои. Значительно похолодало, получили зимнее обмундирование. Постепенно стали привыкать к фронтовым условиям, набирали опыт войны и стали действовать спокойнее, быстрее, стали знать манеры и действия врага.
В первый раз на фронте получил письмо из дома. Писала мама: «Живем нормально, все здоровы, работаем в колхозе, о нас не беспокойся, крепче бейте фашистов». Я догадался, что не так уж дома всё нормально... «И всё же крепко держится тыл» — думал я. Письмо прочитывал несколько раз. С получением письма создавалось хорошее настроение.
Сколько было радости, когда командир батареи поздравил нас с 24-ой годовщиной Октября, рассказал, что в Москве состоялся военный парад. Нас воодушевляли слова И.В. Сталина о том, что «на нашей улице будет праздник». Мы верили, Сталин зря не скажет. Велика была наша вера в этого человека.
Наша артиллерия в честь праздника дала залп по вражеской обороне.
В конце ноября для отражения атаки немецко-фашистских войск под Ленинградом было переброшено значительное количество силы — стрелковые части с востока страны.
В декабре, когда наши войска перешли в контрнаступление под Москвой, мы вели первый наступательный бой в сторону Мга при поддержке авиации, артиллерии, но успеха не имели, часть наших танков застряло в болоте, пехота, неся потери, возвращалась назад, а немцы переходили в контратаку. Наступление наших войск с волховской стороны добилось успеха, пройдя более 100 км, приближались к Мге. Южнее 4-ая армия в упорном бою освободила г. Тихвин. В этих боях немцы понесли тяжёлое поражение и вынуждены были стать в обороне. Начавшиеся 6 декабря контрнаступления западных, юго-западных фронтов наносили фашистским войскам поражение под Москвой и явились началом коренного поворота в ходе Великой Отечественной войны. 12-го декабря освобождён Солнечногорск, 15-го Клин, 16-го Калинин. Западный фронт продвинулся на 70-100 км от Москвы.
В начале 1942 года немецко-фашистские войска, окопавшись по вершинам Синявинской высоты, твёрдо держали оборону. Оттуда далеко, хорошо просматривалась наша оборона, которая проходила в 600 метрах по малоприметным высотам мелкими траншеями.
Мы, укрепляя оборону, вели разведывательные и наступательные бои, хотя и не имели желаемые успехи. В обороне активно действовали снайпера. Сквозь оптический прицел смотрели изгиб траншей. Появились снайпера — асы. Фашистские снайпера действовали хитро, тщательно замаскировавшись, сидели в нейтральной полосе. Стреляли метко. Наши снайпера тоже работали неплохо. Охотились друг за другом. Лёгкое прикосновение к спусковому крючку и цель поражена. Били наверняка. В книжке снайпера записывалось количество уничтоженных врагов. Активно действовала вражеская авиация, часто подвергались бомбёжке наши артиллерийские батареи и тыловые части. Их атаковали наши истребители Як-1, Миг-3. Завязались воздушные бои между мессершмитом и Яком или Миг-3.
В сторону врага летели эскадрилья наших бомбардировщиков-П-2 под прикрытием истребителей Як, Миг.
Весной 2-ая ударная армия вела наступление в сторону Любани, продвинулись 60- 70 км, не имели дальнейшего успеха, соседняя 54-ая армия не поддержала. В июне попала в окружение, лишь немногие вышли из окружения. Командующий генерал А.А. Власов сдался в плен.
В дальнейшем фронт получал больше нового вооружения: реактивные установки, миномёты, пушки, автоматы. Вели наступательные бои, но атаки наших пехотинцев без поддержки танка, наталкивались на кинжальный огонь вражеских пулемётов. Больно было видеть, как захлёбываются атаки наших пехотинцев. Они, прижимаясь к земле, отползали в свои траншеи. Мы, артиллеристы, иногда не могли обнаружить и уничтожить стреляющего из пулемета врага. Враг был хитрый, имел кочующие пулемёты и др.
В мае 1942 года Советский союз и Англия подписали договор о Союзе в войне против фашистской Германии. В июне было подписано советско-американское соглашение. Был заключен договор об открытии Англией и США в 1942 году второго фронта в Европе, но на деле это затянулось до июня сорок четвертого. За короткое время немецко- фашистские войска по склонам и вершинам Синявинской высоты построили в два-три ряда глубокие траншеи с дотами, дзотами, глубокие блиндажи в 3 наката, проволочные заграждения и минные поля.
Однажды летом сорок второго немецкие разведчики с фланга поползли к нашей огневой позиции, решили, видимо, взять нас в плен. Мы стреляли из автоматов, бросали гранаты. Четверо были убиты наповал, два фашиста подняли руки. Не подпустили врага в огневую.
В дальнейшем на фронтах складывалась более благоприятная обстановка. Мы вели наступательные бои для улучшения занимаемой обороны, захвата у врага высоты и разведывательные бои.
С ноября сорок второго началась подготовка к прорыву блокады Ленинграда под лозунгом «Пробьём дорогу на Ленинград и освободим его от вражеской блокады!».
Войска начали переформировываться, получив новейшие виды вооружения: автоматы, пулемёты, миномёты, пушки, реактивные установки и танки, самолёты. Наш артполк получил новые пушки, автомашины-студебекер. Улучшалось снабжение боеприпасами, продовольствием. Нас стали кормить американскими колбасами, консервами. Выдавали английские шерстяные шинели, кожаные ботинки.
Вели бои местного значения то на одном, то на другом участке фронта. Наша батарея часто перебрасывалась с одного участка фронта на другой. Каждый раз ночью под обстрелом врага оборудовали огневую и утром переходили в наступление вместе с пехотой. Тяжело было идти в атаку, когда враг стрелял из надёжного укрытия со всех видов оружия. Мы, огнем своего орудия уничтожая стреляющего из пулемета врага, давали возможность пехоте продвигаться вперёд. В тяжёлом бою я честно выполнял свой долг перед Родиной. Набирая опыт войны, стал действовать смело, быстро и правильно. Катить орудия на колесах даже при помощи пехотинцев было трудно под непрерывным пулемётно-артиллерийским огнём врага. Приятно было слышать от наших пехотинцев слова: «Спасибо артиллеристы!» Мы в бою применяли опыт лучших воинов по уничтожению огневых точек, стрельбе по танкам и порядку поддержки огнём наступающую пехоту.
Однажды наши стрелки получили приказ ночью штурмом захватить высоту. Задача была трудная. До этого после артподготовки несколько раз поднимались в атаку лучшие стрелковые части, штрафные батальоны, но не могли захватить. Плотный пулемётный огонь врага косил и прижимал их к земле, неся огромные потери, они откатывались в свои траншеи.
Штурм высот начался глубокой ночью. Около часа туда била вся артиллерия, разрывались снаряды, мины, покрывая багровым пламенем. Земля дрожала, наша пехота мощным броском с криком «Ура!» захватила первую, затем вторую линию траншеи врага. Гитлеровцы открыли пулемётно-артиллерийский огонь по нашей пехоте с третьей линии обороны. Мы, артиллеристы, сопровождающие пехоту, на конной тяге, затем вручную катали пушки. Приблизившись к врагу, навели орудия на амбразуру дота, ориентируясь по огненным вспышкам, с первого-второго выстрела уничтожали пулемёты врага. Наша пехота стремительным броском захватила третьи траншеи, где в ход пошли гранаты и вели рукопашные бои. Гитлеровцы не выдержали и отступили, но ненадолго. Лишь только мы успели перед рассветом окопаться, после сильного артобстрела гитлеровцы пошли в контратаку. Шли цепи автоматчиков при поддержке танков, самоходок. Наша дальнобойная артиллерия открыла мощный заградительный огонь. Но фашистские танки, стреляя из пушки, приближались, за танками вплотную шли автоматчики.
Прогремели выстрелы, наша батарея вступила в бой. Был подбит один танк, задымился другой. И я, выждав удобный момент, производил выстрел. Танк с черно-желтыми крестами охвачен пламенем. Метко стреляли другие орудийные расчёты. Впереди горело несколько танков, самоходок.
По вражеским автоматчикам открыли оружейно-пулемётный огонь наши пехотинцы. Но танки врага продолжали идти вперед, стреляя из пушки, пулемёта. Мы, артиллеристы, вместе с пехотой встретили врага дружным оружейно-пулемётным и артиллерийским огнём, бросали гранаты, мы подожгли ещё одну самоходку врага. Вражеские автоматчики были прижаты к земле от оружейно-пулемётного огня нашей пехоты. Уцелевшие вражеские танки, стреляя из пушки, пулемёта пятились назад, отползали оставшиеся живыми гитлеровцы. В перерыве боя, мы получили подкрепление, людей, боеприпасы и делали перевязки раненым. Не прошло два-три часа, прилетели вражеские самолёты, пикируя, стреляли из пулемета по траншеям, бросали бомбы.
Впереди снова показались вражеские танки, пехота. Бой продолжался до позднего вечера. Враг повторял контратаку и в следующие дни, но высота осталась в наших руках. В этом бою я из своего орудия уничтожил два пулемёта, танка и самоходку врага. За взятие высоты за Гайталовым в числе многих воинов-артиллеристов я был награждён медалью «За отвагу». Это была первая моя награда.
Трудно ночью вести наступательный бой, где враг, где наши, освещали ракеты, застрочили пулеметы, там обнаружили фашистов. Различали по звуку выстрела ППШ от немецкого шмайсера. Особенно трудно было нам артиллеристам, ухватившись за станины, колеса и щит катить пушку, хотя и помогали пехотинцы, но везде были воронки от снаряда, мин и валёжники.
В ноябре сорок второго в Сталинграде шли тяжёлые уличные бои, а 23-го ноября наши войска окружили 6-ую немецкую армию генерала Фон-Фаулиса. Был предъявлен ультиматум о сдаче оружия. Наступление на окруженных противников началось с 6 января 1943 года.
С 19 ноября 1942 года стали отмечать День артиллерии в связи с успешным наступлением наших войск под Сталинградом, где артиллерия сыграла решающую роль.
И.В. Сталин считал артиллерию важным средством войны, много уделял внимания её совершенствованию. С июня сорок первого стали выпускаться в большом количестве реактивные установки, миномёты-82,120 мм, пушки 45, 57, 76,100 мм.
В период подготовки к прорыву блокады активнее стали действовать наша артиллерия и авиация, фашистам не давали покоя ни днем, ни ночью, часто вели разведывательные бои. Наши разведчики через передний край врага проникали в тыл, из засады захватывали языка, ходили в глубокий тыл врага с рациями. Иногда несколько суток бродили по тылам врага. Засекали крупные штабы и другие объекты, отмечали на карте военные объекты, кодограммами передавали своим. Враг бдительно охранял объекты, иногда наши разведчики возвращались без языка, просидев несколько часов в засаде. Захватить языка было не так легко, около километра двигались по болоту, попадали под обстрелы врага. По сигналу «Возвращайтесь», приблизились к переднему краю. Иногда на обратном пути удачно захватывали языка-фрица.
В декабре я был ранен. После лечения из медсанбата отправлен был в 941 артполк наводчиком орудия. Танкистов, артиллеристов после ранения из госпиталя отправляли по специальности. Перед наступлением нам были зачитаны обращения Военного Совета фронта, в которых звучал призыв к самоотверженному выполнению стоящих в операции задач. Мы, воины, давали клятву с честью оправдать оказанное нам доверие. Все горели одним желанием — наступать.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

24