Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

10.08.2016 11:26 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 04.08.2016 г.

"И вновь ажиотаж вокруг музея..."

Автор: Анна Пигулева, коренная жительница г.Кяхта

А. Пигулева: "Музей — это неотъемлемая часть моей жизни с детства"

Кяхта... Радость и боль моя... Родной, тихий, многострадальный город, так и не нашедший за последние лет 15 настоящих, грамотных ХОЗЯЕВ. 

Исчезли, как мамонты, крупномасштабные ЛИЧНОСТИ, дальновидные, хозяйственные, глобально мыслящие.

Город постепенно теряет историческую ценность. Сколько сгорело уникальных зданий... И сколько стоит бесхозных, разрушающихся...

Немые свидетели сменившихся эпох, времён.

И наша короткая память, неуважение к ушедшим соотечественникам.

Уничтожены прядильно-трикотажная фабрика, хлебозавод, маслозавод, пивзавод, свинокомплекс, старейшая районная газета "Ленинское Знамя" и многое другое.

Есть оригинальный афоризм "Чиновник умирает и ордена его остаются на лице земли" (Козьма Прутков).

Высшие эшелоны власти принялись за культуру. Не впервые создаётся ажиотаж вокруг нашего краеведческого музея имени академика В.А. Обручева.

В 2012 году взбунтовались общественность, земляки. В газете "АиФ в Бурятии" №6 был опубликован хороший материал журналиста Митапа Цыренова "Быть ли музею в Кяхте?".

После временного затишья, в январе 2015 года, остро стоял вопрос: "Быть или не быть музею?".

В июле 2016 года в интернете вновь "закипели страсти"... Попытка объединения нашего краеведческого музея с этнографическим. Поняла, что это не слухи. А.Т. Фарфутдинов выдал проверенную информацию, подтверждённую документально. Высок его профессиональный уровень журналиста, краеведа.

Без вмешательства земляков, пользователей интернета всё могло решиться мгновенно, гладко, незаметно.

Министерство культуры пока притаилось за фасадом запутанных фраз... Некоторые СКРЫТЫЕ гости в своих комментариях выпустили ничего не значащий пар с душком.

К сожалению, немало несчастных людей, живущих без корневой системы, не привязанных к родине, городу, его истории, традициям. А современность созидается именно на традициях.

Наш краеведческий музей располагает огромным национальным богатством, редчайшими экспонатами, научными работами, рукописями, книгами и т.д.

Мой отчий дом находится по соседству. Могу смело сказать, что музей — это неотъемлемаячасть моей жизни с детства. Какой был сад-огород с редчайшими видами овощей, плодово-ягодными деревьями и кустарниками! Любили мы бегать и в музей, и в планетарий. Директор Родион Филиппович Тугутов, в моём представлении, был неземным ЧЕЛОВЕКОМ, Величиной! При Р.Ф. Тугутове открылись два филиала музея, планетарий, были приобретены редчайшие приборы: снегомер, гигрограф... Возглавлял музей около 30 лет. Жаль, что в 2012 году осталось без внимания его столетие со дня рождения. И далее музею повезло с директором. 22 года проработал в этой должности Фёдор Илларионович Житихин, заслуженный работник культуры Бурятской АССР. РЕДКИЙ ХОЗЯЙСТВЕННИК! За музей было спокойно.

С 2000 года сменились четыре директора. Все они были из назначенных, "столичных"... Когда есть свои "доморощенные" кадры, профессионалы. Радует, что второй год "у руля" стоит Л.Б.Цыденова. Это грамотный специалист, архивист, исследователь, преданный своему делу, нашему музею. Пока не утвержденный директор... "Исполняющий обязанности". Четверо "приезжих" проработали короткий период, но "наследили"...

Например, одна Госпожа, продержавшись в кресле полгода, рьяно взялась за наведение порядка на заднем дворе музея. Чем ей помешала многолетняя берёза, посаженная ещё первым директором и хранителем музея Петром Савичем Михно (1867-1938)? Она приказала спилить эту красавицу.

Встретила Надежду Харабадзе, старшего научного сотрудника, зав.фондами музея. С болью, со слезами на глазах, она рассказывала: "... Объясняла ей, почему нельзя трогать эту берёзу. Утром прихожу на работу. Она спилена под корень, лежит безжизненная на земле... Мне как будто руки отрубили... ".

Валентина Каргопольцева, художник-реставратор, кассир музея, с горечью вспоминала: "П.С.Михно был расстрелян и могила его неизвестна. Эта берёза была своеобразным памятником. На стволе с годами образовался овал, напоминающий керамику, с силуэтом. Природа постаралась...".

Заслуга Петра Савича действительно велика. Он сотрудничал с крупными учёными, академическими учреждениями, в СССР и за рубежом. Был арестован в 70-летнем возрасте за антисоветскую деятельность, за связь с МИФИЧЕСКОЙ белогвардейской организацией. В ноябре 1938 года расстрелян. Посмертно реабилитирован.

Музей — это хранилище нашей общей памяти. Наша святая обязанность помнить, передавать историю своим потомкам, иначе исчезнем как народ, как разумные существа. В 2013 году из музея при "приезжем столоначальнике" уволились сразу три человека: Л.Сахаровская, Н.Харабадзе, В.Каргопольцева. Краеведы и истинные патриоты города испытали шок! Эти люди были фанатами своего дела, главным мозгом музея...

Создалось впечатление, что специалисты, имеющие высокий профессиональный уровень и абсолютно уникальные навыки, знающие все тонкости в работе краеведческого музея, мешали руководству.

Пока музей удаётся спасти от закрытия, объединения... Но спасёшь ли от самоуправства? Чего нам не хватает, чтобы сохранить музеи, памятники архитектуры — наше культурное наследие? Правильных законов и их неукоснительное исполнение, или ума, или нравственных ориентиров, или всё-таки совести?... 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

402