Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

10.03.2016 13:22 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 10.03.2016 г.

Боевой дух Бадма-Ханды

Автор: Родные

1 марта 1926 года в селе Дырестуй Джидинского района в семье рабочих колхозников Ринчиновых Дабы Дашиевича и Сунжит Лубсановны родилась маленькая девочка Бадма-Ханда. Она была старшим ребёнком в семье, и в дальнейшем стала сестрой двух братьев, Сынги и Балдана, с которыми нянчилась всё своё свободное время, так как родители с утра до позднего вечера работали. 

Школьные годы -

яркий период

В возрасте 9 лет Бадма-Ханда поступила в первый класс Дырестуйской средней школы. Как рассказывает Бадма-Ханда «В то время в школу поступали в 9-10 лет и учились всего 5 классов. Очень престижно было окончить весь курс обучения, так как многие дети заканчивали 4, а то и 3 класса. Причины были разные, кто-то часто болел, но большинство, особенно если это старшие дети, целыми днями следили за хозяйством и младшими братьями и сёстрами, времени на обучение в школе попросту не было. Тунеядцев среди взрослых не было, почти все с раннего утра уходили на поля, а возвращались поздно вечером, многие дети уже к 12 годам сами начинали работать. Вот такое было время».

Бадма-Ханда окончила все 5 классов. Ее воспоминание о школе самые яркие и весёлые, несмотря на то, что прошло вот уже восемь десятков лет. «Мой первый учитель — Бато Бадмаевич, его я помню больше всего. Он давал нам знания на протяжении первых 3 лет. Это был замечательный человек, который  привил нам любовь к Родине, к своей стране. К началу войны это дало свои результаты, наши мальчишки готовы были босиком идти на фронт, защищать Родину», — с гордостью говорит Бадма-Ханда.

Наравне

со взрослыми

Когда Бадма-Ханда в возрасте 13 лет закончила школу, она пошла работать на местный зерноток. Научилась чистить и молотить зерно. Данный труд оплачивали мукой, официального устройства ни у неё, ни у других подростков не было.  Важнее для этих детей было то, что они могут помочь своей семье хотя бы горячим хлебом на столе. Когда началась война, всё полученное производство стало отправляться на фронт, и вместо цельной муки, они получали окрошки и отруби за работу. «Было очень тяжёлое время. Много мужчин ушло на фронт, в 1942 почти всех мужиков забрали из деревни, и нашу семью тоже это коснулось. Помню, бабки старые говорили, не плачьте мол, хороните что ли. Суеверие было такое, если сильно ревёт баба, то мужик точно не вернётся. Поэтому прощались тихо, без крика и рёва, в надежде, что мужья и отцы обязательно вернутся. Но многие не вернулись. Вторая волна была в 1945 году, тогда забирали молоденьких парней, которым только 18 стукнуло, им повезло больше, они почти на конец войны ехали, поэтому и вернулись почти все».

Преодолев всё

В 24 года Бадма-Ханда вышла замуж за Цыренжапова Дондока. Дондок после службы в рядах Советской Армии приехал в родной Дырестуй и устроился на тот же зерноток учётчиком (бухгалтером). Ему приходилось так же вести подсчёты изготовленного и переработанного зерна, ему помогала Бадма-Ханда. Так и началась их семейная история, сроком почти  20 лет. В браке родились три дочери  — Людмила, Валентина и Татьяна. Но младшую Татьяну потеряли в связи с тяжёлой болезнью. В 42 года Бадма-Ханда осталась вдовой. Но по сей день, спустя 50 лет, она хранит образ своего мужа, как единственного любимого мужчины своей жизни.

Но эти испытания оказались не единственными. Весной 1970 года река Джида вышла из своих берегов и затопила несколько деревень, в том числе и Дырестуй. «Это было очень страшно», — вспоминает дочь Бадма-Ханды Валентина. — «Я была маленькой, но отчётливо помню тот страх, который принесла с собой вода. Вся скотина погибла, козы и бараны наши. Вода поднялась до середины дома. Мы с мамой забрались на чердак и сидели там. Прилетел вертолёт, по лестнице спустился мужчина и забрал меня, а мама осталась с Таней на крыше, потому что сестрёнка была больна и не могла перемещаться на верёвочной лестнице вертолёта. Помню это щемящее чувство, как я поднималась выше и выше от родного дома, где остались мои родные. И страх, что же дальше…» Бадма-Ханда с дочерью Татьяной провела около 3 суток на крыше, пока вода не ушла с берегов, им поставляли тушёнку и хлеб с пресной водой на вертолёте. Спустили также тёплую одежду и ватные одеяла. После наводнения жизнь не стала лучше, скотина померла, мужа нет, трудно пришлось им почти два года. После чего Бадма-Ханда приняла твёрдое решение поменять жизнь кардинально, и переехала в 1972 году в город Кяхта.

Вторая родина

Кяхта стала второй родиной для Бадма-Ханды. Здесь её дом, который она приобрела по улице Бекетовой, здесь друзья, коллеги. В течение первых лет в Кяхте Бадма-Ханда  работала в интернате №3 ночной нянечкой. Затем устроилась на прядильно-трикотажную  фабрику вахтёром, откуда вышла на заслуженную пенсию, проработав с 1976 по 1991гг. «На фабрике работало  около 800 человек, всех конечно не знаешь, и сколько их поменялось, но иногда всматриваясь в лицо, узнаю, а этот работал на фабрике» — смеётся Бадма-Ханда.

1 марта 2016 года Бадма-Ханда справила свой 90-летний юбилей. У неё две дочери, любимый зять, который заменил сына,  шесть внуков и одиннадцать правнуков. Ринчинова Бадма-Ханда Дабаевна является тружеником тыла ВОВ, почётным работником УВО МВД города Кяхта. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

115