Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

09.08.2019 16:47 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 24.07.2019 г.

Книгоиздатели Сабашниковы

Автор: Валерия Покацкая
победитель открытого литературного конкурса «На страницах города»

Когда случается бывать в других местах, общаться с незнакомыми людьми, всегда задается вопрос: «Откуда вы приехали? Откуда вы родом?» Мне всегда приятно отвечать на такие вопросы, потому что о моей малой Родине, ее истории можно долго и интересно рассказывать.

А рассказать есть о чем! Например, что Кяхта была основана сподвижником самого Петра I Cаввой Владиславичем Рагузинским. Именно в Кяхте была установлена граница между Российской Империей и восточным соседом — Китаем. Через Кяхту в Россию пришел буддизм. Долгое время Кяхта была оплотом православия на далекой окраине. Два с лишним века Кяхта являлась столицей Чайного пути. Эти факты знают многие, кто интересуется историей родного края, кто не равнодушен к ее судьбе, кто любит ее. Но что из этого следует? А то, что история моей малой Родины – это часть истории большой страны. Оказывается, что история России — это не только история больших городов и культурных явлений общегосударственного и мирового значения. Она складывается и из событий истории провинциальных городков, их культурной и общественной жизни. К их числу относится и моя малая Родина – Кяхта, откуда родом известные личности, которые оставили след не только в истории Кяхты, но и всей России. Я имею в виду книгоиздателей Сабашниковых. Но обо всем по порядку.

Предки Сабашниковых — издателей в давние времена участвовали в освоении Сибири. Дед братьев, Никита Филиппович, всю жизнь провел в Сибири, где и женился на их бабушке Аграфене Степановне. При постоянных служебных разъездах он обосновался в Кяхте. Обзавелся собственным домом, где у него родилось девять детей. Их отец, Василий Никитич, женился на Серафиме Савватьевне Скорняковой (родом из Большой Кудары). В Кяхте у них родились две дочери – Екатерина и Антонина (в семье ее звали Ниной) и два сына – Александр и Василий, которые умерли в юном возрасте. В Москве родились Федор, Михаил и Сергей. Михаил Васильевич родился в 1871 году, а его брат Сергей Васильевич в 1873 году. Им-то и суждено было стать создателями одного из наиболее культурных русских издательств.

Небольшое пожелтевшее издание нельзя листать равнодушно. На титуле напечатано: «М. и С. Сабашниковы». Шрифтовый подзаголовок гласит «Каталог 1917-1924». И еще одна типографская строка на обложке: «Издательство существует с 1890 г». На обороте напечатан адрес издательства: Москва, Никитский бульвар, 8, дом, который соседствует с нынешним Домом журналистов.

Все сабашниковские издания были традиционно отмечены высокой филологической культурой. «Листая их, вспоминаешь о лучших на свете книгах, пахнущих таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, с "Капитанской дочкой», — говорил Михаил Булгаков. Сабашниковы осуществляли «программу того, что может быть названо русским гуманизмом». Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что братья Сабашниковы были издателями по призванию, талантливо и бескорыстно ведущими свое культурное дело, работа их оставила значимый след в истории русской книги и можно с уверенностью сказать: издательство Сабашниковых внесло большой вклад так же и в создание ныне существующего издательского дела. Первая сабашниковская книга «Родник, ставший потоком». Книговед С. В. Белов обратил внимание на поразительную молодость издателей: Михаилу Васильевичу было в ту пору 19 лет, а Сергею — всего-навсего 17.

Можно выделить этапы в жизни издательства. Первый – естественно — научный. Потом наступило время научных серий. Самая последняя пора -"Записи прошлого".

Едва ли не все выпуски серии "Записи прошлого" при появлении на свет становились событием культурной жизни, а теперь, по истечении десятилетий, им нет цены. Одна из самых артистичных книг, отчетливо выявляющих сабашниковский издательский почерк, «Повесть о брате моем А.А. Шахматове». Да, Сабашников — издатель умел находить людей знающих, увлеченных, вкладывающих в дело душу. За четыре с лишним десятилетия возникла библиотека, украшающая полки книголюбов, в основе которых серийные издания братьев Сабашниковых. В частности, прекрасная серия книг – памятников мировой литературы, где были и русские былины, и «Калевала», и «Песнь о Гайавате», и индийская «Сакунтала», поэмы Гомера, сочинения Софокла и Еврипида. Много других великих произведений вошло в эту библиотеку. Издавались также книги воспоминаний – мемуаров, связанных с именами видных писателей, деятелей культуры.

Следует отметить, что Михаил Васильевич пристальное внимание уделял тщательности публикаций, и серия "Записи прошлого" вошла в золотой фонд издательской культуры.

Особенность издательского почерка Михаила Сабашникова историки усматривают в распространении научных изданий среди широких демократических слоев читателей.

Культурно-книжные традиции хранила едва ли не вся семья. Старший из братьев — Федор Васильевич однажды приобрел небольшую тетрадь в пергаментной обложке, подлинную рукопись Леонардо да Винчи "о летании" , и осуществил ее факсимильное издание в Париже в 1893 году. Знатоки отмечали высокий научный уровень издания.

И еще об одной фамильной черте: постоянная помощь тем, кто стремится к знаниям, была в семье заветным обычаем.

Тяжелым ударом была трагическая гибель в 1909 году Сергея Сабашникова, младшего из братьев, составлявшего радость и гордость семьи, всегда считавшей, что именно Сергей Васильевич умел всех ярче и значительнее воплощать в деле фамильные представления о долге и обязанностях человека. В память о нем издательство до конца дней называлось издательством Михаила и Сергея Сабашниковых, имена которых на книжной марке обозначались буквами.

Издательство Сабашниковых существовало до 1930 года и выпустило свыше шестисот названий книг. Затем на его основе возникло кооперативное издательство «Север», в котором редакционно-издательской частью заведовал Михаил Васильевич. Под маркой издательства «Север» Сабашников напечатал несколько книг из «Записей прошлого». Осенью 1934 года «Север» перестал существовать, став частью издательства «Советский писатель». Последней сабашниковской книгой была «Весенняя флора».

Во время октябрьских дней в Москве семнадцатого года дом Сабашниковых оказался в районе боев. Пламя охватило здание. Сгорели контора и издательство, склад, все имущество и личная библиотека, собиравшаяся со времен Кяхты. Удалось вынести из пожарища только издательские рукописи. Часть книг, находившихся в типографии, спасли. Распродав их, Михаил Васильевич смог продолжить издательское дело и рассчитаться с авторами и типографией.

...В сорок первом году, пятого ноября, немецкая бомба попала в квартиру Сабашниковых в Лужниках. Михаил Васильевич был тяжело ранен и засыпан обломками рухнувшей стены; его откопали и потом он долго болел. 12 февраля 1943 года Сабашников умер, но не умерло его дело.

Дочь Михаила Васильевича Сабашникова Нина Михайловна Артюхова (это фамилия по мужу) стала детской писательницей. Она написала повести «Светлана», «Мама», «Повести о детях». В книге «Новые соседи» несколько рассказов, в которых писательница дает нам, читателям, добрые, умные советы. Но для этого нужно уметь вычитывать то, находится между строк. В доме у Сабашниковых постоянно бывали писатели, ученые, сотрудники издательства. В такой атмосфере живого и глубокого интереса к литературе, отечественной и мировой культуре протекали детство и юность Нины Сабашниковой, будущей писательницы.

И был в этой семье замечательный обычай. Нина и ее младшая сестра Таня время от времени выпускали домашний рукописный литературный журнал. Там были стихи и рассказы, что-то вроде очерков или записей из дневников – что могли написать, сочинить дети. Сами же авторы журнала и его редакторы украшали журнал рисунками в красках, делали по возможности красивые заголовки. Терпеливо вовлекались в сотрудничество, в авторский коллектив родные и соседи – дети. А душою журнала, его главным редактором и наиболее плодовитым автором была Нина Михайловна. Вообще, она была чутким, отзывчивым на все хорошее человеком. И это, мне кажется, фамильное, т.е. сабашниковское.

Внучка Михаила Васильевича, Сабашникова Елена Сергеевна, всю свою жизнь трудилась в издательстве «Искусство» в качестве редактора. Она и другая внучка Сабашникова М.В. Татьяна Григорьевна Переслегина были у нас в Кяхте, когда отмечали 100-летие нашего краеведческого музея. Трудно это даже представить, но все это было, было на самом деле.

Мне больше всего понравились ранние воспоминания Михаила Васильевича о своем детстве, особенно те, в которых упоминается наша Кяхта. Вот одно из них: «Несколько раз в зиму отец устраивал балы для дочерей. Среди гостей, приглашавшихся всегда на эти балы, бывал старичок З., с которым отец был знаком еще по Кяхте. Старик обыкновенно уносил с "горки" в переднюю и клал в карман своей шубы фрукты и конфеты для своих внуков, а быть может, детей. Максим наш видел в этом нетерпимый беспорядок и раз позволил себе замечание. Но отец както узнал о случившемся и просил Максима всегда приготовлять для детей З. особую корзину с гостинцами (очень жалко, что нам неизвестно, кто такой «З»).

Потом в Москву приезжала итальянская опера. Отец брал абонемент себе и дочерям.

В те вечера, когда «все» уезжали, что на нашем языке означало, что уезжали папа с сестрами и Федей, я старался не ложиться до возвращения больших. Приходилось хитрить. Усядешься в случае удачи на верхней ступеньке мраморной парадной лестницы и, мечтая о разных разностях, осматриваешь карнизы и статуи.

Но вот раздается звонок. Наши вернулись. Отец направляется в кабинет просмотреть пришедшую за вечер почту. Нина идет в столовую заваривать чай. Катя берет меня за руку и со словами: «Какой же ты упрямый медвежонок», — уводит спать.

О Сабашниковых можно долго рассказывать, тем более есть в нашем городе люди, которые встречались с потомками братьев – книгоиздателей. Вот за это я люблю свою Кяхту, ее уникальную историю, внешнюю простоту, неспешный ритм жизни, спокойствие. Еще больше я люблю ее из-за людей, когда-то живших в ней и живущих сейчас, потому что от последних зависит будущее Кяхты. Чем больше жителей будет любить свой город, знать его историю, тем лучше он будет становиться. При этой мысли у меня возникает ощущение, что именно я несу ответственность за свой городок, за его благополучие. Это воспитывает во мне дух патриотизма, ведь здесь я расту, получаю первые уроки истории, жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

201