Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Записки о Троицкосавске»

Автор: Тутубича Джабраилова
победитель 1 открытого литературного конкурса «На страницах города…»

Автор фото: Максим Протасов 

- Раньше назывался Троицкосавск, — скажет один.

- Был основан в 1728 Саввой Рагузинским, — ответит другой.

- Савва Рагузинский похож на Петра I.

Ну, наверное, и всё... А вы не задумывались, почему современная молодежь так мало знает о родном городе? Отсутствие интереса? Занятость? А может просто читать сухие даты и безэмоциональные описания не так увлекательно? Что если попробовать интерпретировать историю на литературный лад, добавить красок и фантазии? И создать не историческую статью, а художественный рассказ о том, как основывалась наша Кяхта.

☆☆☆

5 июля 1725 год

Санкт-Петербург

Троекратный стук жезла о мраморный пол оповестил всех присутствующих о том, что прибыл главный виновник сегодняшнего торжественного собрания. Смотревшая до этого в окно Императрица степенно развернулась, шелестя своими пышными юбками. Она с улыбкой встречала вошедшего мужчину, который так сильно напоминал ей покойного мужа, возможно, поэтому она всегда доверяла ему.

- Ваше Величество! — поклонился Савва Рагузинский.

- Приветствую, — слегка кивнула Екатерина I, и, не теряя ни минуты, начала свою речь — Возможно, ты уже догадываешься, зачем мы тут собрались. Ты долго и праведно служил Российской Империи, и никто из присутствующих не сомневается в твоей верности. Поэтому мы с советниками выбрали тебя на роль полномочного посла в Китай. С твоим талантом в дипломатии, большой волей и настойчивостью в нынешнем положении недоверия между нашими странами, ты сможешь сделать то, что никто из твоих предшественников не способен был. Нам нужно уладить все недомолвки с Китаем и закрепить наши территории в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Назначая тебя на эту должность, я надеюсь, что ты не подведешь Российскую Империю и её народ.

Савва стоял, погруженный в раздумья, ощущая на себе одобрительные взгляды советников Екатерины. Подобная должность — большая честь, но он не был удивлен. Хоть и рожденный в Константинополе, он большую часть жизни отдал на служение России — занимался торговлей, был тайным агентом и выполнял секретные поручения правительства, воевал рядом с Великим Императором Петром I и был очень им уважаем. Гораздо больше его волновал сам договор, необходимый нашей стране. Екатерине, продолжившей внешнюю политику мужа, было очень важно это соглашение, поэтому не выполнить её желание было слишком опасным, в частности, для его карьеры. Точно. Надо поблагодарить.

- Это честь для меня, Ваше Величество. Я сделаю всё, что в моих силах, — уверенно взглянул ей в глаза Савва Лукич. – А теперь позвольте откланяться — новая должность обеспечивает новые обязанности.

И сопровождаемый взглядами Императрицы и советников, он покидает кабинет, представляя, какая долгая и тяжелая дорога до границы с Китаем его теперь ожидает.

☆☆☆

Март, 1727 год

Пекин

- Ну сколько можно! — разъяренным ураганом Савва Лукич врывается в свой кабинет и обессилено падает на кресло. За ним тихо заходит Лоренц Ланг — представитель русского правительства и его главный советник на время переговоров.

Прошло уже около полугода с момента их приезда в Пекин, где состоялось уже больше 30 конференций, но к соглашению с китайцами они так прийти и не смогли. Особенно горячие споры вызывал вопрос о границе. Было очевидно, что Китай не стремился к развитию торговли с ними, единственным интересующим их вопросом был вопрос о разделении территорий. И каждую встречу Савва чувствовал это давление со стороны китайских послов, стремившихся обернуть договор в их сторону. На чужой земле, окруженный недоброжелательными хозяевами, измотанный нескончаемыми спорами о территориях, Савва Лукич чувствовал большой упадок сил. А на Родине ждала и постоянно требовала отчета Екатерина I. Рагузинский тяжело вздохнул и снова напомнил себе, что обещал Императрице заключить этот договор. Савва встал с кресла.

- Лоренц, — обратился он к всё ещё стоящему в кабинете соратнику, — мы больше не пойдем у них на поводу. Я буду просить у китайского Императора перенос подписания соглашения на нейтральную территорию, мы продолжим переговоры на пограничной полосе. Всё слишком затянулось, это наш последний шанс.

☆☆☆

20 августа 1727 год

Граница. Российский лагерь на реке Буре

Это были самые тяжелые переговоры за всё время их посольства, но, возможно, именно это было знаком того, что они и последние тоже. Уже который час напряжение буквально витало под шатром. "Сейчас всё решится", — думал про себя каждый. Савва Лукич, воинственно оттопырив усы, не спускал своих угольно-черных глаз с китайского посла, ожидая его ответа. Тот, в свою очередь, напряженно перечитывал вновь и вновь документ договора, пытаясь найти хоть что-то не соответствующее желаниям своей стороны. Ещё несколько минут прошли в тяжелом напряжении. Наконец, скрипучий голос посла прорезал тишину:

- Хэтонг цзян цзьен шу, — даже не зная значения слов, Савва понял — у них получилось. Через секунду его догадки были подтверждены уставшим, но счастливым переводчиком: "Они согласны!". Облегченный вздох разнесся по всему шатру. Подписав договор, китайский посол встал и крепко пожал руку Савве Рагузинскому.

- Мы сделали это, — негромко за его спиной прошептал Лоренц, и уже громче, обращаясь ко всем — Этот день будет значиться, как день подписания Буринского договора, разрешившего все торговые вопросы и территориальные притязания между Российской Империей и Китаем.

Счастливая улыбка коснулась и губ нашего посла.

☆☆☆

Июнь, 1728 год

Долина при реке Кяхта

Савва мчался на своем вороном скакуне, что есть мочи. Ветер так сильно обдувал всадника, что едва ни грозил сорвать его с седла. Спустя долгое время ему, наконец, удалось выбраться из лагеря, где шла подготовка к подписанию подпункта Буринского договора — трактата, который позже будет назван Кяхтинским. Только доскакав до пустынной широкой долины, Савва остановился, вспомнив про давно отставших от него Лоренца и местного мальчика, обещавшего показать близлежащую территорию. Рагузинский внимательно осмотрелся: среди невысоких гор, покрытых сосновым бором, бежала маленькая река Кяхта. Вскоре доскакавший до него юный спутник пояснил, что это место зовется "хяагта", что в переводе с бурятского означает "пырейное место". Глаза Саввы засветились, он стал вглядываться в новую местность всё тщательней.

- Лоренц, — обратился он к товарищу, — это то место, что я искал. Здесь будет заложена Ново-Троицкая крепость, которая будет чинно охранять границы нашего государства. Нужно отдать приказ о начале строительства.

Успокоившийся ветер, мирно играл с иголками соснового леса, дав возможность всадникам насладиться тихой красотой этого ещё не тронутого руками человека местом, где вскоре будет построена крепость, позже переименованная в славный город Троицкосавск.

- Поспешим, заключение трактата скоро начнется, — и спутники двинулись обратно по направлению в лагерь, где их ждало подписание очередной страницы в истории русско-китайских отношений.

☆☆☆

15 июня 1728 год

Окружаемый десятками взглядов всего китайского и русского посольства, Савва Лукич, торжественно заложил первый камень в основании торговой слободы, как и гласил только что подписанный Кяхтинский трактат, которая позже будет объединена с Троицкосавском и образует город Кяхту, сделав его главным центром русско-китайской торговли. После подписания трактата, Савва Рагузинский вернется обратно в Петербург, где получит чин тайного советника и будет пожалован орденом Александра Невского за все свои заслуги перед Отечеством.

После своего отъезда он продолжал посылать управляющим инструкции по завершению строительства Кяхты и укреплению пограничных областей. Савва Лукич Рагузинский умер в Петербурге 18 июня 1738 года, дожив до 69 лет.

Закладывая первый камень в основании города Кяхты, мог ли Савва Лукич подумать о том, какое большое значение для процветания нашей страны он принесет? История нашего города, действительно, достойная. Она заслуживает особого чувства гордости кяхтинцев. Сейчас наш город не может похвастаться богатством и экономической значимостью, как это было когда-то. Отток людей, навсегда покидающих город, становится всё больше и больше. Однако не нужно забывать родной город, и тем более его историю. Когда-нибудь вернувшись сюда, не будет для вас ничего милей, чем прогуляться по скромным улицам нашего маленького городка. Только совместными усилиями мы можем сделать так, чтобы Кяхта не была забыта, а стала, наоборот, процветающей и прекрасной.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

267