Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

07.02.2018 09:10 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 07.02.2018 г.

«…И глядит Сухэ-Батор с вершины крутой…..!»

Мемориальный Дом-музей «Конспиративная квартира» Сухэ-Батора

Для каждого Родина начинается с тех мест, где он родился и вырос, где находится его дом, родные и близкие ему люди. Родина — это место, где многие века живёт твой народ, для каждого из нас это место священно. Наши жизни очень тесно связаны с историей родного края. Сегодня многое о прошлом могут рассказать музеи, памятники, дома и люди.

Наш исторический, пограничный город Кяхта имеет очень богатую и разнообразную историю. Наверняка всем известна история русско-китайских торговых отношений, где Кяхта являлась одним из главных центров ведущих эту торговлю. Но мало кто знает, что наш город сыграл большую роль в становлении другого государства, именно в Кяхте проходили события, изменившие ход истории Соседней Монголии.

2 февраля 2018 года исполнилось 125-лет со дня рождения героя Монгольского народа, основателя Монгольской народно-революционной партии, политического и государственного деятеля – Дамдины Сухэ-Батора. Родился Сухэ в кочевье на южном берегу реки Керулен, третьим из пяти детей. Вскоре после рождения его родители переехали в Китайский торговый квартал Урги – Маймачен. Когда Сухэ исполнилось шесть лет, его семья переехала в район российского консульства в Урге (ныне г. Улан-Батор), где играя с русскими детьми, он немного выучился говорить на русском языке. В 14 лет он начал обучение грамоте, а с 16 лет работал в службе уртонной гоньбы.

В начале 20-го века политическая ситуация в Монголии была очень сложной. Большая часть ее территорий являлась провинцией Китая. Но правление китайцев не устраивало большинство монголов, которые стремились к независимости. В 1911 году в Китае началась буржуазная революция. Воспользовавшись этим, монголы отделились от метрополии, образовав независимое государство. Большую экономическую и военную помощь в этом процессе им оказывала царская Россия, которая всячески старалась ослабить мощный Китай.

После объявления независимости Монголии Сухэ поступил на службу в армию. В 1912 году при содействии российских военных советников была основана Худжир-Булунская военная школа, и Сухэ стал первым из переведенных в нее солдат. Сухэ оказался очень способным к военному делу, хорошо владея русским языком, он лучше других курсантов овладел основами военной тактики, прекрасно научился стрелять из пулемёта «Максим». Также он блестяще ездил верхом, успешно сдал все спортивные нормативы и по окончанию обучения получил должность вахмистра в пулеметном эскадроне. Уже через год его назначили командиром пулемётной роты. В 1918 г часть, где сужил Сухэ, разгромила в районе Халхин-Гола войско мятежных баргутов, и за эту операцию Сухэ получил титул «батора» то есть «героя», став с тех пор именоваться Сухэ-Батором.

В 1918 году, оставив армейскую службу, Сухэ-Батор поступил на работу в Ургинскую типографию наборщиком.

В 1919 году Китай, воспользовавшись тем, что в России началась Гражданская война, вновь оккупировал Монголию. Центральное монгольское правительство было свергнуто, а национальная армия распущена. После оккупации Урги китайскими войсками, осенью 1919 года в городе возникли подпольные антикитайские группы, позже эти группы получили название «Консульский холм» и «Восточное хурэ», Сухэ-Батор примкнул к одной из них. Первой группой руководил Догсомын Бодоо, высокообразованный политический деятель. Второй группой, куда входил Сухэ-Батор, руководили Дансранбилэгийн Догсом политический деятель из Военного министерства и Солийн Данзан, бывший служащий Министерства финансов. 25 июля 1920 года эти группы объединились в Монгольскую народную партию и вошли в контакт с русскими большевиками. Большевики и жители нашего города оказывали всяческое содействие Монгольской народной партии, посланцы которой в июле-августе 1920 года прибыли в Троицкосавск, остановились в доме бурята Лубсана Цыренова, здесь Сухэ-Батор встретился с представителями Советской России и Коминтерна где резиденты убедили ургинское подполье послать делегацию в занятый красными Иркутск. Такое решение базировалось на тех соображениях, что своими силами организовать вооружённое восстание в Монголии было невозможно, и для этого требовалась помощь Красной армии. Отсюда Сухэ-Батор выехал с товарищами в Иркутск. С 1958 года в бывшем доме Цыренова, ул. Горно-Зелентуйская, 2, располагается мемориальный Музей «Конспиративная квартира Д.Сухэ-Батора».

19 августа 1920 года делегаты достигли Иркутска, где им обещали поддержку в обмен на организацию лояльного советской власти правительства. В сентябре Данзан, Лосол и Дэндэв через Омск были отправлены в Москву. Сухэ-Батор и Чойбалсан остались в Иркутске для дальнейшего обучения военному делу и поддержания связи между Москвой и Монголией, а Досгом и Бодоо вернулись в Ургу, их задачей было расширить партию и приступить к вербовке в армию.

В конце ноября 1920 года Сухэ-Батор и его соратники вновь прибыли в Троицкосавск, избрав его уже в качестве центра руководства борьбой монгольского народа. Тем временем события в Монголии приняли совершенно неожиданный оборот. Белогвардейская казачья дивизия под командованием барона фон Унгерна вторглась в Монголию 4 февраля 1921 года с территории Забайкалья и разгромила китайский оккупационный корпус. Заняв Ургу, генерал-майор Унгерн отказался подчиняться вышестоящим командирам белого движения и объявил себя независимым правителем Монголии. В связи с этими событиями, на пленарной сессии Коминтерна в Иркутске, 10 февраля 1921года была принята резолюция о «…помощи в борьбе монгольского народа за свободу и независимость деньгами, оружием и военными инструкторами».

9 февраля Сухэ-Батор был назначен главнокомандующим монгольской революционной армии и начал вербовку солдат, а уже 20 февраля произошли первые стычки с остававшимися в стране китайцами. В Троицкосавске 1-3 марта 1921 года в здании консульства РСФСР состоялся I съезд Монгольской народной революционной партии. На съезде была принята программа партии. На нем обсуждались политическое положение Монголии, были утверждены программные цели партии, был избран ЦК МНРП, решались задачи подготовки к вооруженному восстанию. В 1971 году в здании бывшего консульства РСФСР открылся мемориальный Дом-музей I съезда МНРП, ныне «Музей Российско-Монгольской дружбы».

Сухэ-Батор занял должности начальника штаба и главнокомандующего. Его стараниями Народная армия выросла количественно, качественно и по монгольским меркам представляла собой реальную силу. Одновременно из Центральной России в Забайкалье бесперебойно шли поставки оружия и боеприпасов. В помощь прибыли и регулярные части Красной армии в их числе 35-й кавалерийский полк, которым командовал будущий маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский.

В мае 1921 года главные силы унгерновскийх войск двинулись в направлении Алтан – Булак – Кяхта — Троицкосавск. Начались военные действия, решающие события разыгрались именно у Кяхты, где сошлись барон Унгерн и Сухэ-Батор, первые стычки между «красными монголами» и унгерновцами уже произошли на реке Орхон ранее. Сухэ-Батор решил дать оборонительный бой и соответствующим образом расположил своих солдат вокруг города. Битва началась 5 июня. Сначала в дело вступила артиллерия красных, пулёметы, а затем Сухэ-Батор повёл своих цэриков (солдат) в конную атаку. Противник был практически разгромлен. Главные силы Унгерна быстро подоспели с подмогой, но 13 июня в дело вступили дивизия Неймана и отряд Щётинкина, которые и добили противника. Войска Унгерна терпели поражения одно за другим, все попытки прорваться оказались неудачными. В конце июня революционные войска вышли на Ургу и 6 июля без боя заняли оставленный белыми город. 11 июля Временное правительство приобрело официальный статус. Сухэ-Батор стал военным министром, ему была выдана государственная печать — символ высшей власти в стране.

За выдающиеся заслуги в борьбе против белогвардейских банд — общего врага советского и монгольского народов — Сухэ-Батор награжден советским орденом Красного Знамени. 5 ноября 1921 Сухэ-Батор участвовал в подписании в Москве Соглашения о дружбе между РСФСР и Монголией и был принят В.И.Лениным.

Д.Сухэ-Батор прожил короткую, яркую жизнь, которая до конца была отдана служению народу. Он умер в 30 лет, но его жизнь пришлась на необычайно бурный период в истории Монголии. Его именем названы улицы в Монголии и России, о нем писали книги и снимали кино. В 1924 году столица Монголии Урга была переименована в Улан-Батор — «красный богатырь». В 1940 году поселок Цагаан Эрэг на берегу реки Селенга переименован в город Сухэ-Батор, административный центр Селенгинского аймака. Люди, которые встречались с Сухэ-Батором, единодушно отмечают его обаятельность, неутомимую энергию и бесстрашие в борьбе с врагами, его целеустремленность и организаторский талант.

Вера Саксудаева, заведующая Музеем Российско-Монгольской дружбы

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

90