Меню
12+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

25.05.2017 15:01 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 25.05.2017 г.

Крепка семья обычаями, пусть разными и необычными

Автор: Арюна Ванчикова
журналист

Андрей и Сания Поповы – красивая семейная пара

Андрей и Сания Поповы – красивая семейная пара, которая вместе уже 33 года. Они знакомы с детства, учились в одном классе, играли, дружили. Но тогда и не думали, что создадут семью, в которой тесно переплетутся русские и татарские традиции и обычаи.

В 1952 г. в небольшое село нашей республики из Татарии приехали очередные переселенцы. Первые из них начали заселять Кяхтинский район еще в 30-40-е годы. Мама Сании Зуфаровны приехала со своей мамой и сестрой совсем юной девушкой. 19 — летняя Ходия Аскаровна Аскарова еще на родине окончила 10 классов, подрабатывала учительницей в школе. Но юные годы вспоминает со слезами: трудна была тогда жизнь, небогатые татары очень страдали от налоговых поборов, голода и разрухи. Переехав, они устроились работать в колхоз, несмотря на суровый климат, быстро привыкли и освоились. В с. Усть-Кяхта она познакомилась со своим будущим мужем, Зуфаром Галимовичем Рахматулиным, чья семья переехала намного раньше. Почти сразу после переезда, спустя 4 года, в 1944 году у него умерла мать, двое старших братьев ушли на фронт. В то время они жили втроем: он, его отец и сестра. Детство его, как у всех тогдашних ребят в годы войны, закончилось рано. В 9 лет уже началась трудовая колхозная жизнь.
Свои традиции, культуру, язык и вероисповедание татары – переселенцы свято чтили и хранили, соблюдали пост и отмечали свой большой праздник. Русские и буряты всегда относились к ним по — братски, как и было принято в то советское время.
Зуфар Галимович и Ходия Аскаровна вместе родили и воспитали 4 детей. У Сании Зуфаровны двух сестер зовут Альфия и Люция, а брата – Ильгиз. У всех конечно есть русские варианты имен, например Санию многие в деревне зовут Соней, Альфию — Аллой, А Люцию – Люсей. Но супруг Сании Зуфаровны Андрей Викторович зовет ее только Сания. Так им нравится обоим.
После окончания школы они разъехались в разные стороны, каждый из них выбрал свою дорогу. Андрей Викторович поступил в Иркутский геологоразведовательный техникум. Отслужил в армии и работал по специальности в разных экспедициях. Сания Зуфаровна поступила в Байкальское училище, по окончании которого получила специальность аппаратчик химического производства. Три года она проработала в Красноярске на Химкомбинате. Но однажды их тропинки вновь пересеклись и дальше по дороге жизни они уже пошли вместе. Встретились они в родной Усть-Кяхте во время отпуска. Работать в Монголию поехали уже женатыми и с детьми. Там они прожили три года, по словам Сании Зуфаровны, это были одни из лучших дней в их жизни. В то время в Монголии работали со всех концов всесоюзной республики, и там за границей люди искали земляков, чтобы не так сильно скучать по своей стране, дому, малой родине. За эти годы они приобрели настоящих друзей, с которыми поддерживают связь до сих пор.
По возвращении из соседнего государства, они решили остаться на земле, на которой родились и выросли. Устроились работать в Психоневрологический интернат. Андрей Викторович от простого рабочего вырос до директора интерната. Сания Зуфаровна работала в столовой и прачечной. У них трое сыновей, считают они себя русскими. Мама сожалеет, что не смогла научить их говорить по-татарски. Сама знает его в совершенстве. Как вспоминает, дедушка заставлял ее писать письма родным на далекую родину. Сейчас она любит смотреть телевидение Татарстана, слушать песни. Сыновья выбрали в жены русских девушек, у них с мужем уже трое внуков.
Пожилые татары в Усть-Кяхте, как и ее дед, строго соблюдали свои обычаи, ежедневно совершали молитвенные обряды. Вообще, в мусульманском мире немного праздников, одними из главных считаются Курбан-байрам и Ураза-байрам. В Рамадан начинается пост, который длится месяц. До захода солнца нельзя ни есть, ни пить, после наступления ночи можно все. Курбан-байрам– это праздник жертвоприношения, он является завершающей частью хаджа – ежегодного паломничества мусульман в Мекку. Его отмечают через 70 дней после Ураза-байрам. Ураза-байрам представляет собой типа Пасхи, когда начинается разговение после великого поста. В этот день готовятся угощения, сладости, мусульмане навещают родных и друзей, дарят подарки.
Сания Зуфаровна старается соблюдать обычаи, но, в советский период, отмечает она, их не особо придерживались. Сейчас в наше время татары Кяхтинского района все чаще обращаются к истокам и корням. Группа активных женщин объединилась, чтобы создать центр татарской культуры в с. Усть-Кяхта, которую они назвали «Алма ага чары», что означает "Яблоневый сад". В конце апреля они в составе группы от Кяхтинского района съездили на международную выставку «Туризм и отдых в Бурятии – 2017», где заняли первое место в номинации «Лучшая презентация – 2017».
В семье Поповых никогда не было конфликтов на национальной почве. Уже давно татары, буряты и русские живут бок о бок вместе, дружат с детства, многие говорят или понимают на языках друг друга. Она отмечает немало схожего в культуре бурят и татар: протяжные мелодии, яркие национальные одежды. А различия в культуре и обычаях наоборот, стали изюминкой района: гостей встречают по — русски – хлебом-солью, по — бурятски – молоком, по –татарски – чак-чаком. От разнообразия блюд национальных кухонь гости приходят в восторг.
В семье Поповых готовят разные блюда. На Пасху обязательно красят яйца и пекут куличи, на Сагаалган – новый год по восточному календарю – буузы. Андрей Викторович любит татарские бэлиши и чак-чак.
Все в жизни этой пары сложилось как надо. Единственное о чем жалеет Сания Зуфаровна, это то, что она так и не съездила в Татарстан. А ей так хочется пройтись по родной земле своих родителей, обычаи и трардиции которых она постаралась сохранить в своей семье.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

64