Меню
16+

«Кяхтинские вести». Газета МО «Кяхтинский район»

18.03.2015 15:18 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 05.03.2015 г.

Художник, портретист, иконописец

Автор: Галина Мостовщикова

С семьей Циолик Евгения Семеновича я знакома много лет. Писала о нем не раз. Каждый раз при встрече я узнаю новые грани из жизни этой необычной семьи, интересных событий которых хватило бы на целый роман. Семья Циолика Евгения Семеновича создалась в нашем городе.

Через всю жизнь этой семьи проходит вера и любовь к Богу. Поражает то, что у этого, убеленного сединами ветерана, феноменальная память, которая выдает мельчайшие подробности всего, что пришлось пережить в жизни, встреч, событий.

Биография

Евгений Семенович родился в Ленинграде, в семье было 3 детей, в 4 года остался без мамы, с 5 лет его воспитывала неродная мать. Жили в поповском доме, тогда  священнослужителей изгоняли из своих домов. Война застала мальчика в Ленинграде. Он учился в ремесленном училище. Вместе с другими работал до изнеможения на заводе, точил снаряды. Жили на казарменном положении, засыпая тут же – на стружках или между верстаков. Рабочая пайка хлеба в день составляла 250 гр., служащих и детей -125 гр.     Было так голодно, что в городе не осталось собак, кошек, лошадей. Перед эвакуацией ремесленники жили в милицейском училище, из 467 учащихся осталось в живых только 130. Переправились в 1942 через Ладогу и поехали в Казахстан. После окончания училища Евгения призвали в армию.

 Служил в Даурии в погранвойсках. В декабре 1944 года перевели в Кяхту. В Иркутске учился в школе поваров, служил на Киранской заставе, Цаган Усун, Кяхтинской. Первый раз за многие годы дали отпуск в 1947 именно за поварское искусство, затем, почти сразу же,  за спортивные достижения. Евгений Семенович с юмором рассказывает о двух поездках в Москву, как ехал зимой на подножке вагона, потом в тамбуре, в темноте перепрыгивал с поезда на поезд. Вообще его жизнь – сплошные приключения. Даже нарушителя границы поймал с кастрюлей в руках, нашел в Улан-Удэ украденные кем-то на вокзале свои и командные призы спортивных соревнований из Читы. В музее погранотряда хранятся некоторые его спортивные награды.

За что бы ни брался Евгений Семенович в жизни, он всегда делал это на «отлично». Его как будто вели и ведут по жизни высшие силы. В погранотряде много рисовал, пригодились знания, полученные в детстве через отца друга в Академии Художеств.

Семья

Свою жену Анастасию Петровну встретил в погранотряде. Она работала с 1945 г. на пасеке в Усть-Кяхте, на Кукушках. Маленькая сероглазая девушка была шустрой, расторопной. Ее любили дети комсостава, которых на лето отправляли отдыхать к ней на пасеку. Занималась общественной работой в женсовете. С Евгением встретились в 1951, разве можно было устоять перед статным красавцем пограничником, с тех пор не расставались. И работали вместе в погранотряде, а потом и в отделе культуры. Интересно, что в этой семье сын стал художником, внуки закончили училища по специальности «повар» и «резчик по дереву», служат в погранотряде. Передалось каждому по наследству что-то от отца, деда. И живут они на улице Пограничной.

Мать отправляла с 6 лет рисунки сына Коли в Ленинград, в Академию Художеств, а затем и сама с дочкой Людой повезла его для сдачи экзаменов. Но опоздали. Тем не менее, преподаватели, увидев его работы, и как он рисует, и откуда он приехал, взяли его вне конкурса. С тех пор Николай живет и работает в Санкт-Петербурге художником в издательстве, которое выпускает книги для школ народов Севера. Мать с гордостью показала иллюстрации сына в  учебниках, бережно хранящихся в семье (еще при своей жизни). Много интересного можно написать про эту семью.

Встреча наяву

Пожалуй, самое интересное в жизни Евгения Семеновича — это встреча наяву в церкви Успения с Угодником Божьим. Циолик дважды в своей жизни расписывал этот храм. И однажды, когда по просьбе заместителя министра культуры он с шурином делал леса в церкви, чтобы замазать его же творения под куполом для переоборудования церкви под филиал музея им. Сампилова, вечером к ним пришел в шляпе, в серой рубашке, на старый манер, подпоясанный крученым поясом с кистями пожилой человек, спросил, что они делают. Евгений охотно рассказал, что собираются на куполе замазать лики святых так, чтобы через 50 лет при открытии церкви их можно было отмыть. Стал говорить про Писание, Иисуса Христа. Незнакомец внимательно слушал, а потом сам стал рассказывать про Бога такое, что строители открыли рот, заслушавшись. Долго говорили, потом продолжили свое дело, а гость пошел к выходу. Повернулся Евгений, чтобы не задеть его топором и увидел, что дверь заперта, сами на засов закрывали, а гостя нет. Начали искать незнакомца везде, даже на колокольню лазили. А он исчез, как будто и не было его. Напарник отказался работать после этого чуда и уехал домой. Назавтра председатель горсовета Гусляков запретил Циолику затирать купол. Позже уже Евгению в Иркутском храме подтвердили, что к ним приходил святой  Угодник Божий.

Творения

Еще интересный факт из его биографии. В Троицком соборе он соорудил маятник Фуко, который показывал вращение Земли, наподобие маятника в Исаакиевском соборе Ленинграда. И как он все правильно рассчитал, только одному Богу известно. Тогда писали в газете, что таких маятников только три: в Париже, в Ленинграде и в Кяхте. Здесь же экспонировалась выставка икон из музея. Работали дружно с директором музея Тугутовым. Вскоре закрыли выставку. А после и храм сгорел.

На вопрос, сколько он в жизни нарисовал картин, икон, Евгений Семенович отвечает, что очень много. Не помнит. Про себя он  говорит, что он не рисует, а копирует талантливые произведения знаменитых художников мира, воспроизводит старинные иконы. Лики святых в его руках обретают новую смысловую окраску, оживают, так искусно они написаны. Показывая свои картины, Евгений Семенович с горячим пламенем в глазах рассказывает историю каждой, улыбаясь и молодея на глазах. Здесь его жизнь, его творчество, сейчас это смысл оставшегося на земле пребывания. Оставить после себя как можно больше произведений.

Иконы, написанные им по благословлению священнослужителей, находятся в Иркутских,  Красноярских храмах. Отец Георгий, при котором второй раз в 1990 году открывалась церковь Успения, заказывал не раз специально и приезжал издалека за иконами. И сейчас в доме много таких икон. Работает Евгений Семенович дома, особенно по ночам, когда творческому вдохновению никто не мешает. Здесь у него маленькая мастерская. Кисти, краски, мольберт, специально сделанный для этих целей. Его картины и наглядная агитация  в советское время по всему району висели.

Сегодня

Зять Борис с другом предпринимателем сделали и  водрузили большой крест возле памятника 1600.

Живет сейчас ветеран один. Приходят родные, помогают в домашних делах. Дочь очень тепло отзывается о родителях, говорит, что они не могли жить друг без друга,  гордится своими родителями. Ушла в мир иной любимая жена, мама, бабушка Анастасия Петровна.

В Кяхте прошли 2 персональные выставки художника: в Городском Доме культуры в 2009 г. и Кяхтинском краеведческом музее имени Обручева в 2013 г. Горожане познакомились поближе с творчеством художника на его персональных выставках. Сколько гордости, сколько молодого блеска в глазах было у Евгения Семеновича, когда он знакомил посетителей его выставок со своими работами! Такая выставка прошла и в его родном погранотряде.

Ветеран нарисовал несколько портретов легендарного советского пограничника Карацупы и подарил заставам. Ежегодно в праздники Евгений Семенович бывает в погранотряде, встречается с командирами, пограничниками, делится воспоминаниями, своей жизнью, нелегкой, но такой необычайно интересной. В декабре Пограничный отряд отметил 90 лет со дня основания. Ветеран отряда Циолик Е.С. был в числе почетных гостей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

367